Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ПУТЕШЕСТВИЕ К ЕДИНСТВУ

Петр Зорин

Все пути, начинающиеся в этом проявленном мире значимостей, и выходящие за его пределы, ведут к единственной невыразимой цели, которая содержит в себе идеи единства, вечности, совершенства, истины, беспредельности и другие всё более тонкие грани, реализующиеся на различных планах Мироздания и его проявленной реальности. И на каждом плане сознания эти идеи реализуются соответственно этому плану.  Для человека среди этих идей только одна является основной, все остальные выражают лишь её грани. И этой основной идеей, которой должен руководствоваться человек на внутреннем пути, является единство.

Но, так как мы говорим о путешествии к единству человека, а не Бога, то, если для человека стремление к единству является маяком, определяющим направление его усилий, а для Бога основной идеей может быть стремление к совершенству, а все остальные идеи будут только её гранями. Дело в том, что совершенство не может быть чего-то одного, полное совершенство включает в себя все проявления мироздания. Хотя и стремление человека к единству, так же невозможно без участия в этом других проявлений человеческой личности.

И так же, как правда для каждого плана сознания выражает собой степень отклонения от истины, так и степень разделённости, характерная для каждого плана сознания, определяет величину отклонения от высочайшего единства. На каждом плане сознания степень отклонения от истины и от высочайшего единства, выражены адекватно этим планам. Можно сказать, что каждый план сознания имеет свою правду, которая может выражаться в мыслях, словах, действиях, в восприятиях, в понимании, и позиции, с которой человек воспринимает реальность самого себя, мира и своего взаимодействия с ними.

Человеческий план сознания воплощает в себе единство в разделённости «я» и «не я», и даже тогда, когда люди взаимодействуют друг с другом, создавая видимость единства, оно всегда будет соответствовать человеческому плану, далёкому от действительного единства. Между людьми всегда существуют психологические расстояния, даже тогда, когда они находятся вместе.  И степень их отделённости друг от друга зависит от тех планов сознания низшей сферы миров, под влияние которых они преимущественно находятся. Но это тоже единство, и для каждого плана сознания оно будет своё. Для низких планов сознания единство может выражаться в насильственных отношениях, бесчестных поступках, выгоде, намеренной лжи, стремлениях к богатству и власти, то для высоких планов сознания характерно стремление к справедливости, бескорыстию, жертвенности. Действительного единства не существует даже в человеческом существе между его физическим телом, виталом и умом, а так же между его внешней частью, управляемой низшей природой и внутренней, истинной частью его существа. Внешние части человека, находятся под влияние различным планов сознания низшей сферы миров, поэтому, каждое из них живёт в своём времени, и, поэтому, каждая из них имеет свою продолжительность жизни. Отсюда Болезни Альцгеймера и всевозможные депрессивные состояния, и, нередко, преждевременное старение физического тела. Но когда мы говорим о продолжительности человеческой жизни, то, возможно, витальная и ментальная его составляющие уже давно не соответствуют нормальному живому человеку, так как что-то в нас стареет раньше, а что-то позже, и какая-то часть в человеке стареющая раньше других частей, тянет за собой и остальную часть человеческого существа. И нет у человека гармонии единства ни между «я» и «не я», и между различными частями человеческого существа, и даже между  отдельными субличностями многогранного человеческого существа. Это можно сравнить с каким-то механизмом, в котором отдельные детали не достаточно соответствуют друг другу, от чего зависит продолжительность работы этого механизма.

Итак, каждому человеку предопределено время его рождения и время смерти. И очень важно, чем человек заполнит время между этими двумя полюсами. Человеческая жизнь – это время открытия возможностей, и какие из них будут для него более предпочтительными, таким путём и будет идти человек. Но направление любых путей, которые выбирают для себя люди при жизни, определяет, на какой план реальности, посмертно, уйдёт его витальная душа. Здесь не имеется в виду, что богач и посмертно будет на каком-то плане богачом, а имеющий власть в своих руках, будет и посмертно иметь в своих руках власть на каком-то плане реальности, а душа нищего после его смерти будет где-то нищенствовать, а крещёный православный будет блаженствовать в Раю.

Жизнь каждого человека, его отношения к реальности мира и к самому себе, имеют в своей основе, то состояние и тот уровень сознания, который и определяет его место в этом человеческом мире и его отношение к самому себе и к тому миру, с которым он взаимодействует. И это глубинное состояние, не зависимо от его религиозности и социального положения будет определять его посмертное существование. Когда Шри Ауробиндо однажды сказал, что лучше быть камнем преткновения на путях у Бога, чем слякотью под его ногами, Он имел в виду под слякотью тех людей, которые будучи захваченными силами низшей природы, точно перекати-поле катится в том направлении, куда дует ветер. Это современный обыватель, который привязывается к различным формам проявленного мира значимостей и движется в том направлении, в котором увлекаются эти формы непроявленными силами низшей природы. И не важно, будет ли этот обыватель нищим или олигархом принцип перекати-поля для них одинаков – это слякоть под ногами у Бога. 

Способ жизни человека в мире форм всегда определяется потоками намерения тех сил, которые формируют не только его характер и его судьбу, но и место посмертного существования его витальной души. Те силы, которые определяли отношение человека к другим людям и вообще к реальности этого мира, будут так же относиться к нему и после его физической смерти. И от внутренних состояний человека, которые преобладают в нём в проявленном мире, и которые определяют его отношение к окружающему его миру, зависит, на какой план реальности посмертно уйдёт его душа – будет ли она в раю, или же будет пребывать в аду. К этому следует добавить, что рай и ад для различных людей не один и тот же, так как люди в своей жизни ведомы не одной и той же силой низшей природы, которая подготавливает человека для себя в этом проявленном мире, для своего внутреннего употребления после его смерти. И люди, посмертно, оказываются в тех планах сознания, которым они соответствовали при жизни. Но после жизни люди не имеют возможности  что-либо изменить в своей посмертной судьбе, потому что их витальная душа оказывается на том плане сознания, к которому низшие силы готовили её при жизни. И посмертно, уйдя на тот план сознания, влияния которого при жизни были преобладающими в человеке, витальная душа становится одномерной, принадлежащей только одному плану сознания, и у неё уже нет ни какого выбора, который возможен только при многогранности человеческого существа.

Витальная душа и грешника, и святого, и богатого, и бедного посмертно постепенно растворяется на том плане сознания, куда она уходит после жизни. И это неизбежно для обывателя, каким бы социально значимым он ни был. По-видимому, время пребывания витальной души человека в раю или аду не одинаково и на более высоких планах сознания оно более продолжительно, но в любом случае эта посмертная жизнь переживается как вечность. Этот парадокс вечности в относительно малом отрезке времени, по земным меркам, объясняется тем, что монотонное, не изменяемое состояние, целиком захватывающее человеческую витальную душу, всегда переживается как вечность, не имеющая ни начала, ни конца. Для человека, живущего на Земле, состояние вечности может быть только при тотальной захваченности каким-либо состоянием, которое переживается человеком как неизменный тупик, из которого выхода нет и никогда не будет. Кстати, состояние тотальной захваченности, свидетельствует, о действительном единстве между человеком и тем состоянием, которым человек или его витальная душа захвачены. И даже тогда, когда человек оказывается захваченным идеями и работой на духовном пути, происходит один и тот же процесс, в котором все части человеческого существа постепенно попадают под власть определённых сил, которые могут быть разрушительными, если человек тотально захвачен силами низших планов реальности и созидательными, когда он захвачен стремлением к единству с Божественным.

Человек одновременно находится под влиянием многих планов сознания и при единстве с любым из них он будет находиться в подчинённом состоянии. Но человек может противостоять этому единству, не позволяя себе реализовать во внешней реальности мира побуждения, возникающие под влиянием этих планов сознания. Дело в том, что любое побуждение возникает под влиянием сил других планов сознания, стремящихся к тому, чтобы человек как-то выразил его во внешнем мире. Это ведёт к тому, что формируется канал между соответствующим планом сознания и проявленным миром и намерения этого плана сознания начинают поступать в проявленную реальность нашего мира, навязывая ему свой способ отношений между «я» и «не я» всего доступного для человека мира. И если миллионы и миллиарды людей станут проводниками влияния какого-то одного из низких планов сознания, то все эволюционные процессы на Земле остановятся, и человечество станет непригодным для выполнения Божественного предназначения. И с современным человечеством может произойти то, что уже произошло со многими прежде существовавшими на Земле цивилизациями. Но Шри Ауробиндо однажды сказал, что для современной цивилизации апокалипсиса не будет, (потому что в современном человечестве есть необходимое количество людей, устремлённых к единству с Божественным).

Нам необходимо знать, что путь к единству с Божественным начинается здесь на Земле. И искренний искатель будет очень внимательным к различным состояниям и побуждениям, требующим своей реализации в проявленном мире. Человек находится в центре влияний всевозможных сил, которые подобны ветрам, дующим со всех сторон. И каждому человеку дана возможность выбора между этими влияниями, что даёт ему шанс следовать какому-то одному предпочтительному направлению. И люди так и делают, но они не выбирают, а следуют тем побуждениям, которые преобладают в них. Искатель, идущий внутренним путём, должен тщательно исследовать любые внутренние состояния и не позволять происходить каким бы то ни было разрушительным реализациям. Ему дано достаточно восприимчивости и силы воли, чтобы не потакать всевозможным низким стремлениям и побуждениям. Ничто не должно повлиять на избранное им направление, ведущее к его истинному предназначению.

Опубликовано