Хаос – это незнание, не способность что-либо понять, и хаос – это несознательность. У Бога нет хаоса, хаос только в головах людей. Человеческий мир определённостей очень мал, его можно сравнить с тонкой плёнкой на поверхности хаоса непознанного и не понятого, беспредельного океана. Понятный и определённый мир каждого человека, в этом проявленном мире, занимает очень небольшое пространство, И у каждого из людей это пространство своё. Оно может накладываться на индивидуальные пространства других людей, но полностью не совпадает никогда. Более того, пространство определённости всегда кажущееся, и сквозь него постоянно проглядывает неопределённость хаоса, и это не только в пространстве, но и во времени. Все катастрофы, трагедии, конфликты и напряжённости постоянно поджидают и сопровождают человека, и все они возникают из хаоса незнания и несознательности, и только немногие из них человек может предвидеть. Определённости для человека подобны узким мостам, по которым проходит человеческая жизнь, и небольшим островкам, на которых человек может остановиться и осмотреться. Но он не может отдохнуть, он должен бежать, идти, действовать, на любом возможном для него уровне, даже на клеточном. И когда скорость его движения замедляется, хаос неопределённости надвигается на него со всех сторон, а мосты определённости становятся уже и островки, на которых человек на короткое время может задержаться, становятся более тесными.
Интересно, но чем примитивнее сознание человека, тем меньше пространство его определённости, и тем меньше, и короче его интересы, стремления к знаниям выражено слабо, а хаос плотнее и ближе сгущается вокруг него. Поэтому отодвинуть стену хаоса незнания ему удаётся с большим трудом, чем человеку с более широким и глубоким сознанием, в связи с этим, возможность понимания связей между событиями реальности мира и своего места в них для него значительно затруднено.
Здесь уже говорилось о том, что хаос оставляет человеку узкие мосты возможного, или мосты определённостей, которые обусловливают, в каком направлении человек должен проявлять свою активность. И что интересно, человек очень быстро привыкает к устойчивым и повторяющимся определённостям и предполагает, что эти определённости сохранятся и в будущем. Но неожиданно его путь привычной определённости упирается в состояние хаоса, который в какой-то степени, иногда в значительной, меняет определённости человека и перед ним возникают совершенно другие, неожиданные определённости. Получается, что хаос, неведомое управляет судьбой человека. Но мы уже говорили, что во внешнем мире, в Мироздании хаоса нет, он только в головах людей. Следовательно, из внешней реальности мироздания на человека действуют определённые влияния, которые порождают в его голове хаос и делают его неадекватным и даже иногда примитивным, что ведёт к поступкам, не соответствующим его прежней определённости и всё начинает поворачиваться в том направлении, которое определяется хаосом и соответствует его дальнейшей судьбе. И каждый раз, при очередном повороте судьбы человека, какие-то элементы прежней определённости превращаются в хаос, и что-то прежде значимое становится незначимым – в связи с этим, человек каждый раз оказывается на перепутье. И одновременно, происходит адекватное этому повороту внешнее влияние, которое вызывает в человеке побуждение совершить какой-то поступок, что-то сказать или даже принять какое-то важное решение. В конечном счёте, человек в течение своей жизни делает множество такого рода зигзагов и поворотов, некоторые из них могут иметь даже противоположное направление, но всё это является необходимым, чтобы человек соответствовал своему предназначению. И есть ещё одна важная причина такого изменчивого пути человеческой судьбы – Божественная душа в нём, Психическое существо, которое в течение человеческой жизни приобретает необходимый для своего роста опыт. И тогда человек одновременно находится под влияниями двух основных источников, управляющих его судьбой – внешнего, который исходит от Божественной Матери – Махашакти (Великая Мать), и внутреннего – Психического существа, постепенно трансформирующего сознание человека. Есть и влияния со стороны всевозможных инфернальных сил, но степень их воздействия на человека во многом зависит от влияния первых двух источников, о которых мы здесь говорили.
К этому следует добавить, что всевозможные проявления человека, которые, как мы считаем, являются его индивидуальными особенностями, в действительности присваиваются им. На самом деле и воля человека, и его восприимчивость, и многие другие его психологические качества ему не принадлежат, но используются им, как его собственные. И даже всевозможные его стремления проявляются в нём только тогда, когда определённые силы захватывают его сознание и начинают управлять им. И, кажется, что человек – это только пешка в руках всевозможных сил, которые по своему усмотрению решают его судьбу. Но человек, в отличие от животных способен осознавать в себе все эти проявления и даже, оказавшись на перепутье выбора, отказаться от привлекательного, но сомнительного предприятия, предполагая возможные его последствия. Кроме того, человек способен планировать свою деятельность на многие годы вперёд и реализовать эти планы, по ходу внося в них необходимые поправки. Правда, к этой его деятельности всегда прикладывают свои «руки» и всевозможные силы, которые или помогают ему, или же препятствуют реализации его планов. И, кроме того, человек способен абстрактно мыслить, выражать себя при помощи речи и письма, и, что очень важно, человек способен творить, создавать шедевры. И, конечно же, во всём этом участвует не только он сам, как индивидуальность, но и силы Божественной Матери, представителем которой в человеке является Психическое существо.
В подавляющем большинстве случаев человек не знает о том, что он является средством, с помощью которого различные силы реализуют себя на Земле. Но у него есть возможность это узнать, исследуя свои различные состояния. А осознав это, он получает возможность противостоять некоторым из этих сил
Познавая себя и реальность мира, человек этим самым, движется от неведения к знанию, от несвободы, к свободе, от смерти к жизни и от разделённости к единству. Шри Ауробиндо говорит, что Бог – это универсальный трансцендентный человек, и путь духовного искателя – человека – это путь к самому себе трансцендентному.