Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ДЕРЕВО ЗНАНИЙ

Петр Зорин

Дерево жажды знаний имеет множество ветвей, так как все проявления жизни и все стремления людей – это всё ветви дерева знаний. Ветви этого дерева растут в разные стороны – одни из них растут вниз, другие вбок и третьи вверх. Вообще это дерево похоже на цветной шар, так как вибрации, соответствующие каким угодно проявлениям жизни окрашены во всевозможные цвета. И у этого дерева есть ещё одна важная особенность – оно имеет корни, которые обращены вниз и есть те, которые из ствола тянутся вверх.

Стремление к знаниям – это интегральный процесс, без которых невозможна жизнь в любых её формах. Познание человеком внешнего мира, познание самого себя в своей основе имеют один и тот же принцип, что и различные физиологические процессы, протекающие в клетках тела, в его органах и системах. Человек может познавать только то, что близко ему по «звучанию». Пища организмами усваивается только та, которая близка им по «созвучию», но здесь возможно постепенное привыкание к «звучаниям». В этом процессе можно постепенно подойти к приятию противоположного изначальному – вспомним «окно Овертона». Организмы питаются для того, чтобы сохранить себя или даже увеличить себя за счёт своего физического роста или продления своего рода. Но есть предел, достигнув которого начинается деградация (уменьшение, убывание, распад и т. п.). Тот же принцип и в познании: человек познаёт реальность мира, для того чтобы восстановить и сохранить степень внутренней определённости: ментальной, витальной, физической, мировоззрения, уровня сознания, и если есть потенциальные возможности, то и увеличить внешнюю определённость. Таким образом, процесс жизнедеятельности – это процесс познания. И так же, как продолжительность жизни имеет пределы роста и фазу увядания, так и получение человеком знаний имеет пределы, за которыми следует этап поддержки жизни: сохранение размеров внутренней вселенной, которая при сужении процесса познания начинает уменьшаться.

Есть животные, древние по происхождению, которые не имеют пределов своего роста, т.к. они всю жизнь растут – такими являются крокодилы, морские черепахи и др., и есть люди, у которых жажда знаний не имеет своих пределов – и все эти варианты обусловлены генетически. И так же как организмы бывают различными по размерам, так и внутренние вселенные людей различны по своей величине.

Возможности человека к познанию беспредельностей Мироздания во многом зависят от врождённых предрасположенностей и приобретённых способностей, которые во многом зависят от внешних условий, которые могут как стимулировать жажду познания, так и сдерживать её. В тех случаях, когда внешние условия, сдерживающие познавательные стремления человека, продолжаются длительное время, то это приводит к постепенной деградации познавательной способности человека, снижению его восприимчивости и, как следствие – снижению интеллекта. Конечно, такие условия нельзя назвать благоприятными для человека, идущего внутренним путём, потому что они противоположны устремлённости человека к познанию его истинного смысла жизни.

Опубликовано