Человек – часть мироздания и, поэтому един с ним, и в то же время имеет свою индивидуальность и, хотя и относительную, свободу воли. Если бы это было не так, и вся его свобода воли и свобода выбора были бы иллюзией, то не было бы кармы и не было бы никакого, ни жизненного, ни духовного опыта, да и неведение человеку не приходилось бы преодолевать. Действительно, если всё делает всезнающий Бог, то о каком неведении может идти речь. И если Бог определяет для человека все его пути и поступки, то говорить о каких-то неправильных поступках человека не следует. Тогда любые наказания за проступки несправедливы, так как на всё была воля Бога. Более того, любая религия тогда потеряла бы свой смысл, да и духовная работа искателя, в которой он прилагает свои индивидуальные усилия, была бы не нужна.
Когда Шри Ауробиндо сказал, что «лучше быть камнем преткновения на пути у Бога, чем слякотью под его ногами», то в этой фразе он говорил об индивидуальной ответственности человека за свои поступки и свой выбор. Человек способен осознавать различные свои состояния, и эта способность дана была ему с определённой целью – осознавая в себе различные состояния, влечения, стремления и т. п. он может делать выбор и позволять или не позволять всем этим состояниям реализовать себя. Что человек предпочтёт, в том направлении выбор и будет сделан. Не напрасно СМИ в определённые периоды жизни государства, стремятся создать у людей определённые предпочтения.
Мы знаем, что каждая вселенная (или план сознания) имеет свою «октаву звучания», которую человек воспринимает как определённые варианты эмоций. Но так как вселенных в мироздании множество, то практически всё живое купается в океане всевозможных «октав звучания» планов сознания. Но Мироздание – это живой космический организм, имеющий индивидуальность, в которой присутствуют не только всевозможные эмоциональные «поля», но и индивидуальная воля, намерение и различные психологические проявления – такие как восприимчивость, способность к различению и ещё множество других психологических особенностей.
Все, без исключения, формы жизни содержат в себе приемно-передающие системы, которые могут быть как на генетическом уровне, так и в каких-то других формах, в зависимости от условий, в которых различные формы жизни способны проявлять себя. И эти системы воспринимают только те проявления Мироздания, которые соответствуют предназначению конкретных организмов, в различные периоды их существования.
Генетическая система человека не только определяет индивидуальные физические особенности человека, но и проявления в нём инстинктов, необходимых для его выживания. и в то же время, генетическая система человека содержит в себе приёмно-передающие устройства, объединяющие его со всем мирозданием. Благодаря этому в человеке могут проявляться всевозможные эмоциональные состояния, стремления, желания, побуждения, вибрациями которых заполнены пространства планов сознания. Да и всевозможные психологические проявления человека, так же сформированы из соответствующих полей присутствующих на всех планах сознания Мироздания. Таким образом, человек сформирован из той многоплановой субстанции, которая заполняет всё Мироздание, и в то же время имеет осознанную индивидуальность, благодаря которой он способен выбирать направление своей деятельности, соглашаться или же противостоять своим предпочтениям и различного рода побуждениям. И, что очень важно, человек способен понимать смысл и цели всего происходящего не только в окружающем его мире, но и внутри самого себя.
Индивидуальное намерение человека состоит из его индивидуальной воли, автоматизмов, инстинктов и намерений других сил. Человек действует в том направлении, в котором будет преобладать один из трёх, названных здесь, факторов.
Планирование – это формирование краткосрочного или долгосрочного индивидуального намерения, которое может быть реализовано, если ему придаётся достаточно интенсивный импульс воли, содержащий в себе энергию, достаточную для реализации.
Автоматизмы – это сформированные человеком, в результате его повторяющейся деятельности какие-либо стереотипы, содержащие в себе начало процесса и его завершение. Они могут быть краткими или продолжительными. Автоматизмы проявляются в адекватных для них внешних обстоятельствах и необходимом для них количестве энергии.
Любая человеческая деятельность в норме, состоит из завершённых малых и больших циклов, некоторые из них могут быть реализованы автоматически. И этот процесс всегда сопровождается адекватным потоком энергии, которую человек может осознавать, как определённое эмоциональное состояние. в тех же случаях, когда воля человека не достаточно организована или же недостаёт энергии, циклы могут не завершаться и поведение человека становится несколько непоследовательным и даже хаотичным.
Намерение человек осознаёт как желание, а при слабой его выраженности как образ, напоминающий о необходимости реализации намерения. Если образ, не обязательно зрительный, эмоционально насыщен, что свидетельствует о достаточности энергии, то у человека появляется определённое направленное влечение.
Каждый инстинкт имеет своё направленное намерение, содержащее в себе конкретную модель действия. В инстинкт так же заложено необходимое количество энергии для его реализации. Человек может противостоять инстинкту только в том случае, если его индивидуальное осознанное намерение и воля преобладают над намерением и волей инстинкта.
Захваченности – это сформированные, в результате повторных эмоционально насыщенных действий, псевдоиндивидуальности, вокруг какого-то устойчивого интереса, которые имеют свою волю и своё намерение. Они всегда стремятся занять центральное место в личностной зоне человека, его поля мировоззрения вытеснив его многогранную личность на периферию. И вытесненные захваченностью психологические грани человека, недостаточно используемые и даже невостребованные, начинают деградировать. При этом память и прежние интересы человека и даже многие его возможности, будучи не использованными, увядают, личность человека становится монотонной, а из прежде многих интересов остаётся только тот, который соответствует захваченности. и конечно же остаются ещё и инстинкты, обеспечивающие жизнь этого человека.
Индивидуальность человека – это та часть его сознания, которая, сформирована из многих «октав звучания» планов сознания, и у каждого человека она индивидуальна и звучит в своей гамме вибраций. Эту индивидуальность можно сравнить с призмой, через которую человек воспринимает реальность мира и своё место в этой реальности. Так же как каменное строение, возведённое человеком, не является теми камнями, из которых оно построено, так и индивидуальность человека, отделена от источника, из которого она произошла, и имеет самостоятельное значение. Более того, индивидуальная воля человека может противостоять намерениям той реальности, в которой человек находится.