Ни один живой организм не может существовать, если он не имеет для этого необходимых знаний. Первый уровень таких знаний, который не требует обучения – это инстинкты. Второй уровень знаний основан на предрасположенностях, которые включаются по мере готовности организма к их реализации. Но запускают эти предрасположенности внешние обстоятельства. Так как человек – эволюционирующее существо, то в него одновременно вложены множество предрасположенностей, которые могут быть и взаимно противоположными. Можно сказать, что каждый человек содержит в себе возможности быть святым и преступником. Хорошим примером может служить Прохор Громов из «Угрюм реки» В. Шишкова, для которого в молодости идеалом была справедливость, но в более позднем возрасте от его прежних идеалов не осталось и следа. У каждого человека есть скрытые предрасположенности, которые могут проявиться, если внешние обстоятельства будут побуждать их к этому. И чем ярче выражены какие-либо предрасположенности, тем менее значимый нужен повод, чтобы они проявились. Иногда одни и те же обстоятельства у различных людей могут проявить противоположные психологические качества.
Следующий уровень знаний человек получает через жизненный опыт и информацию, но и этот уровень знаний не самый высокий, так как он может не содержать в себе понимания цели какого-либо процесса и возможных его последствий. Большинство людей не способны воспринимать всю панораму событий или явлений, развёртывающихся перед ними в информационном поле Земли. Они осознают только ту грань реальности мира, которая соответствует их возможностям понимания. Стремление к более глубокому пониманию смысла того, что происходит в мире и идей, которые правят миром, может привести человека к знаниям, что глубокое понимание возможно, когда человек в понимании реальности мира и в познании самого себя не должен полагаться только на свой ум, потому что «мудро только сердце». Он должен научиться слушать и слышать не только своих единомышленников, но и тех, которые думают иначе. Можно сказать, что для более полного и правильного восприятия реальности необходимо иметь «стереоскопическое» осознание того, что познаётся.