ИССЛЕДУЙТЕ СЕБЯ БЕСПОЩАДНО

Хилон, спартанский законодатель, говорил: «Познай самого себя», а Шри Ауробиндо сказал о самопознании более жестко: «Исследуйте себя беспощадно». Человек – бесконечное существо, но физической своей частью он прикован к Земле. Существует грань, которая делит человека на две части, одна из которых принадлежит Земле, а другая – бесконечности. Этой разделяющей гранью является человеческое эго, которое не только отделяет земную смертную часть человека от его бессмертной и бесконечной части, оно еще и пытается скрыть от него свое предназначение, чтобы навсегда сохранить свою власть над ним. Когда Шри Ауробиндо сказал: «Исследуйте себя беспощадно», он имел в виду исследование той части, которая принадлежит Земле, и находится под неусыпным влиянием эго.

Современного человека можно сравнить с зародышем бесконечного космического существа, который пуповиной эго прикован к Земле, которая как питательный субстрат, привлекательна для человека, и он не мыслит своего существования, не имея её материальной опоры у себя под ногами. Он цепляется за материальные ценности Земли, как в бесконечном океане человек может цепляться за спасательный круг. Многомиллиардное человечество, за редким исключением, еще не догадывается, что уже начинает истончаться связь с Землей каждого человека и недалеко то время, когда создание гностического существа будет завершено.

Существуют признаки истончения такого рода связей, которые проявляются в том, что у людей возникают интересы, выходящие за пределы материальных ценностей и удовольствий. А те люди, связи которых с Землей и всеми ее ценностями особенно истончились, используют ценности материального мира для получения духовного опыта.

Но ценности материального мира со всеми его удовольствиями и неудовольствиями – это только верхушка айсберга, потому что все внешние проявления человеческой жизни – это только отражение того, что происходит на непроявленном для человека плане реальности. Все, что человек испытывает как различного рода эмоциональные состояния, желания, влечения и побуждения, его оценки самого себя и окружающей его реальности, в действительности принадлежат различным силам других планов реальности, которые управляют человеком. Человек должен осознать, что все его внутренние состояния, направленные или во внешний мир, или на самого себя, ему лично не принадлежат. Для того, чтобы это осознать, необходимо исследовать любые состояния, которые возникают на какие бы то ни было внешние ситуации. «Беспощадность» такого рода исследований состоит в том, что при них необходимо противостоять эго, которое всеми способами будет оправдывать эти состояния внешними причинами, или же отсутствием каких-либо возможностей в самом себе. «Исследовать себя беспощадно» – это, значит, отделить все эти внутренние проявления от самого себя, не потакать им, не идти у них на поводу и даже отвергать их.

Другая часть пути, которая лежит за пределами привязанностей к ценностям материального мира, состоит в приятии все более высокого сознания и низведение его в свое существо.