Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ЭЛЕМЕНТЫ НАМЕРЕНИЯ

Петр Зорин

Намерение – это направленная устремлённость, имеющая свою центральную часть, определяющую направление устремлённости и периферию, обеспечивающую динамику намерения, и средства, необходимые для его реализации. Основой любого намерения являются инстинкты, определяющие направленность жизни.

Но инстинкты являются животным началом в человеке, и, кажется, не должны иметь отношение к чисто человеческой жизни с её устремлениями и, тем более, если эти устремлённости имеют духовную направленность. Но, никакая духовная устремлённость невозможна, если в человеке нет намерения жить. Более того, стремление к смерти – противоположно любым духовным стремлениям. Конечно, можно сказать, что любая форма жизни, появившаяся на свет, уже изначально находится на пути к смерти. Это верно, но каждое живое существо имеет своё предназначение в этом проявленном мире, для выполнения которого необходима определённая продолжительность жизни. И даже зная это, человек в реализации своих намерений, с каждым очередным шагом, приближает себя к смерти. И, кажется, что у человека нет никакого выхода – в каком бы направлении он ни проявлял свою активность – эта его деятельность, в любом случае, будет приближать его к смерти. Это связано с тем, что внимание человека всегда обращено в ту сторону, в которой его ожидает смерть.

Все намерения можно объединить в пирамиду, в самом низу которой, мелкие или кратковременные, не имеющие общей направленности намерения и повторяющиеся намерения, когда человек в течение многих лет почти в автоматическом режиме ходит на работу, затем с работы домой, работа по дому, ночной сон, завтра повторяется то же самое и так, возможно, в течение всей жизни. Правда, эту монотонность могут разнообразить разговоры по телефону или просмотр всевозможных телевизионных передач. А потом, наконец, пенсия, находясь на которой, человек доживает свою жизнь и, всё. … На более высоких уровнях этой пирамиды находятся те, которые разнообразят свою жизнь театрами, а в период отпуска поездками куда-то за границу – туристами, а в остальном их жизнь мало чем отличается от тех, которые находятся в основании пирамиды. На третьем уровне – более ценные работники, и самооценка которых отличается от самооценок, находящихся ниже, но в действительности у них всё та же повторяющаяся автоматическая деятельность, и может быть у них зарплата побольше и на общественном городском транспорте не ездят, а на собственной машине с персональным шофёром, и социальная значимость повыше, и чувства самоценности побольше. Ближе к вершине пирамиды аппетиты намерения людей возрастают, и возможностей удовлетворять свои амбиции у этих людей так же больше. Но в действительности, все люди, за небольшим исключением, в течение всей своей жизни занимаются только тем, что удовлетворяют свои инстинкты на более или менее цивилизованном уровне. Даже стремление человека к знаниям в своём основании имеет животный инстинкт, подчиняясь которому они исследуют пространства, в которых возможна реализация намерения их жизни. Просто у человека, многогранного существа, этих пространств значительно больше, и каждое из них, по мере возможности, он исследует в течение своей жизни. Даже стремление к власти и богатству – это тоже проявления инстинкта обладания на материальном плане. Поэтому, людей можно рассматривать, как цивилизованных животных, которые способны реализовать свои инстинкты на более высоком – человеческом уровне. Но, то, что достаточно для животных, совсем не достаточно для человека, потому что он – более, чем животное.

Можно даже говорить об иерархии инстинктов, в верхней части спектра которых – высочайшая духовная устремлённость. Действительно, рассматривая проявления инстинктов, мы видим побуждаемое инстинктами, постепенное расширение субъективных пространств, и в человеке начинают проявляться инстинкты, побуждающие его к познанию самого себя и Беспредельности Мироздания. На самом деле, любые, без исключения, стремления человека – это проявления инстинкта познания себя и реальности мира, очень часто извращённого. Стремление к знаниям – это состояние всего Мироздания, пронизывающее все вселенные и всё сущее в них. И только программы восприятия и реализации этих стремлений, заложенные в каждый живой организм, определяют диапазон их воплощения в жизнь. Таким образом, инстинкты – это отражённые в каждой форме жизни проявления Божественного намерения, устремлённого к бесконечному совершенству. И даже те, всевозможные извращения реализации этого Божественного намерения, которые заставляют страдать всевозможных живых и чувствующих форм жизни, являются необходимыми, так как, во-первых, все возможности каждого Божественного намерения должны быть раскрыты и на каком-то уровне реализованны и, во-вторых, всевозможные формы реализации инстинктов, через которые проявляется Божественное намерение жизни, является не только необходимым для сохранения динамики планов сознания низшей сферы, но и для получения человеком необходимого духовного опыта.

Когда мы говорим о Божественном намерении, частью которого является намерение человеческое и намерения любых форм жизни, то не имеем в виду только ту его часть, которая устремлена к бесконечному совершенству, но намерение, которое заполняет всё мироздание, пронизывая все вселенные от миров мрака и страданий до высочайших супраментальных планов сознания. 

Здесь необходимо остановится на «звучании» всех упомянутых здесь планов сознания. Мать однажды сказала, что человечество живёт в сумеречной зоне. Она имела в виду, что низшая сфера миров берёт своё начало в мирах мрака и страданий и заканчивается в мирах верховного разума – плана богов и света. В человеке все эти планы сознания соответствуют чакрам, каждая из которых имеет определённое количество лепестков или «лок». Лока – означает вселенную. Кроме низшей сферы миров существует высшая сфера супраментальных планов сознания. Все вместе планы сознания составляют Мироздание. Особенностью всех планов сознания является то, что каждый из них «звучит в своей октаве» и вибрации высочайших планов сознания такова, что человек может осознать их как глубокий, неподвижный покой. В состоянии этого глубокого покоя человеческий ум неподвижен и молчалив, потому что ум является инструментом низшей природы, для которой не свойственны вибрации высокой частоты. Но если человек последует по спектру миров вниз, то в абсолютной тьме предельного инфернального плана реальности, он так же будет воспринимать полную неподвижность и тишину. Это связано с тем, что самый низкий план сознания не имеет никаких вибраций. Это план абсолютного небытия, в котором ничто живое невозможно, и даже мимолётная мысль или желание не пробуждают в этой вечности мрака небытия ни единого движения. Холодным неподвижным, бесчувственным и вечным взором он устремлён в реальность Мироздания. И распускающийся в беспредельности цветок Божественного бытия не порождает в этой безмолвной и неподвижной, холодной безмерности, никакого, даже малейшего изменения. В этой холодной, неподвижной и безразличной ко всему субстанции смерти не появляется даже слабый отзвук жизни, приходящий из других планов сознания, и только свет супраментального плана сознания способен, не растворяясь в этом неподвижном и холодном мраке, противостоять ему.

На противоположном «полюсе» Мироздания находятся высочайшие супраментальные планы сознания, о которых Сатпрем говорил, как о будущем человечества, в котором не будет «ни расстояний, ни расставаний». Действительно, иерархия планов сознания имеет своё пространство, своё время и свою скорость распространения информации, которая управляет всем сущим в мироздании». И если для плана жизни людей этой скоростью является триста тысяч километров в секунду, то для высочайших супраментальных миров, эта скорость мгновенна. Поэтому все бескрайние пределы известного нам мироздания для гностических существ высочайших супраментальных планов сознания, не имеют ни каких расстояний. И тогда становится понятным парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена, касающийся сцепленных частиц, которые строго взаимодействуют, несмотря на любые расстояния между ними. По этому поводу Дэвид Бом высказал своё мнение, что на глубинном уровне – это один объект. Действительно, при мгновенных скоростях все объекты, находящиеся друг от друга на любых расстояниях, находятся как бы в одном месте и являются одним целым. А так как скорости передачи информации мгновенны, то частота вибраций этих супраментальных планов сознания практически бесконечна  и может восприниматься человеком, как глубокая неподвижность, тишина и покой.

Итак, Мироздание во всём своём бесконечном разнообразии форм и процессов, оказывается замкнутым между двумя бесконечностями – супраментальной, в которой благодаря бесконечным скоростям передачи информации все объекты, как бы далеко они не отстояли друг от друга, находятся рядом, практически, в одном месте. Но с позиции нашего проявленного мира, скорость передачи информации которого равна 300 000 км\сек. в той реальности расстояния, если измерять их нашей меркой, те же самые, что и у нас. Но Гностическому существу не нужны будут, ни микроскопы, ни телескопы, ни любой самый совершенный транспорт и никакие носители информации, потому что возможности познания так же будут бесконечными.

И все эти слова кажутся фантастикой, которая никогда не станет реальностью. Но, как же тогда воспринимать идею, высказанную Шри Ауробиндо, что будущее человека – это Гностическое существо.

Вероятно, есть много путей, которые ведут человечество к такому величественному будущему, но мы уже сегодня знаем, что человек, будучи захваченным каким-то состоянием, которое соответствует какому-то плану сознания, может быть трансформирован в соответствии со своей захваченностью. Конечно, это в первую очередь произойдёт с наиболее подвижной частью его существа – его сознанием. Но в дальнейшем это состояние может быть введено в физическое тело человека, и возможность этого Шри Ауробиндо доказал практически. И проводником достигнутых человеком высоких состояний сознания, которые он в дальнейшем будет вводить в своё тело, является его внимание. Но для того, чтобы всё это стало возможным для человека, необходима длительная работа по очищению всего его существа от влияний низшей природы. И для того, чтобы эта работа была сделана, нет никакой необходимости человеку жить тысячу лет. каждому человеку, готовому стать искателем, дано то количества лет жизни, которое необходимо, чтобы эта работа была сделана.

Человек занимает центральное положение среди планов сознания низшей сферы миров, и дух каждого из них находит в нём своё предназначение. И в каждом человеке преобладают вибрации какого-либо одного из планов сознания низшей сферы миров. При этом, каждый план сознания предназначен для реализации определённой ветви интегрального Божественного намерения. Поэтому, любые формы жизни каждого из планов сознания всего Мироздания являются средствами реализации Божественного намерения. И нет ни одной формы жизни, которая имела бы своё собственное намерение, но сознательным существам дана возможность выбора из тех намерений, которые предоставляет им внешняя реальность. И этот великий дар предоставлен так же и человеку, обитающему на Земле. Без возможности делать выбор, невозможна эволюция сознания и невозможна жизнь.

Любые процессы, происходящие в мироздании, и события, случающиеся в нашем проявленном мире – всё это реализации Божественного намерения. Когда мы говорим о выборе, то не имеем в виду тот вариант, при котором выбор происходит под внешним давлением, но осознанный намеренный выбор. Обратите внимание на то, как люди делают выбор – очень часто выбор делается под влиянием какого-либо эмоционального импульса или влечения, при этом совершенно не принимаются во внимание последствия такого выбора. Такого рода реакции – «делать – не делать», характерны для животного уровня. Но осознанный выбор может быть и между действиями в настоящем, и возможными их следствиями в будущем. И в любом случае, сделанный выбор определяет направление последующего действия и поддерживается усилием воли человека.

При внимательном рассмотрении этих последовательных процессов мы можем обнаружить, что позади них есть знание, которое использует эти возможности человека для реализации намерения. Фактически, это намерение человека, которое является только частью Божественного намерения, содержит в себе знания, определяющие направление выбора, и намерение использует, как инструменты, для реализации своих планов, часто не осознаваемых человеком, восприимчивость, волю, внимание и способность к различению, и ещё многие другие человеческие возможности, для своей реализации.

Исследуя свои возможности, которые используются намерением, как инструменты в своей реализации, мы обнаруживаем, что степень их выраженности всегда имеет конкретную направленность. Так, высокая восприимчивость дегустаторов вин, совершенно непригодна при взаимоотношениях людей друг с другом, а воля руководителя какой-либо организации, может оказаться совершенно не пригодной при взаимоотношениях со своей женой. Все эти психологические качества человека, в процессе их применения в жизни специализируются для реализации какого-либо определённого намерения. Поэтому, когда мы говорим о необходимости тренировки каких-то определённых психологических качеств, то это для человека становится возможным только при реализации какого-либо долгосрочного намерения, имеющего конкретную направленность.

В следующей работе мы с вами рассмотрим практическое применение той информации, которая была рассмотрена в этой статье. Но очень важно, чтобы полученная человеком информация, стала руководством к её реализации. На путях получения любых знаний очень важна их практическая реализация. Информация в духовной работе – это только проект дороги, ведущей в бесконечность. Этот проект даётся человеку только тогда, когда он готов к его реализации. И направление каждого следующего шага становится для человека ясным и понятным, когда он готов к нему. Однажды Иисус Христос сказал, что много званных, да мало избранных, а в другом месте он говорил о людях, которые имеют уши, но не слышат. Это он говорил о состоянии готовности людей к духовной работе.

Опубликовано