Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

О ВНУТРЕННИХ ПРОСТРАНСТВАХ

Петр Зорин

Шри Ауробиндо однажды сказал, что Бог ничего не создавал, но сам стал «всем этим». Следовательно, всё Мироздание с инфернальными мирами, мирами богов и с мирами супраментального сознания – это всё Великое тело Бога. У Бога нет добра и зла, прекрасного и безобразного – все планы сознания и все их проявления – это средства, которые Он использует в Своей эволюции сознания. Почему «эволюции сознания?» Потому что субстанция, которая является основой всего сущего в Мироздании и само мироздание – это энергия, которая проявляет себя как сознание. Поэтому всё производное этой субстанции также является носителем сознания.

Сама субстанция состоит из бесконечного спектра вибраций, частота которых представлена от грубых, характерных для нашего проявленного плана сознания и сознания инфернальных планов, до тончайших, уходящих в бесконечность. Октавы вибраций этого спектра субстанции, воспринимаются человеком, как всё более высокие и прекрасные планы сознания, каждый из которых имеет своё пространство и своё время. Из всего этого спектра вибраций человек осознаёт только немногие октавы, более низкие и более высокие миры он воспринимает на уровне подсознания и несознания. И когда мы говорим о внутреннем пути духовного искателя, то имеем в виду не только формирование в его сознании «Свидетеля», но и повышение его восприимчивости, без которой человек не может воспринимать нисходящие влияния более высокого сознания.

Здесь следует уточнить понятия пространства и времени. Размеры пространства зависят от скоростей передвижения объектов и максимальных скоростей передачи информации. Например, наши далёкие предки, которые передвигались пешком, имели ограниченную скромными размерами Землю, которую они представляли по этой причине плоской, а солнце, луна и звёзды были для них светильниками, которые освещали Землю – Солнце днём, а Луна и звёзды – ночью.

Действительно, от скорости передвижения зависят не только субъективные расстояния между какими-то значимыми местами, но и размеры площадей. Поэтому для человека час ходьбы – это не далёкий путь и радиус в час ходьбы будет определять для него небольшое пространство. В то же время, такое же пространство для улитки будет беспредельным. В таких случаях мы можем говорить о субъективных пространствах. И мы знаем, что скорость света, которая считается предельной в реальности нашего проявленного мира, служит объективным эталоном при измерении космических пространств, размеры которых кажутся нам невероятными. 80 миллиардов световых лет нужно лететь от одного края нашего мироздания до другого, со скоростью 300000 км/сек.! У наших древних предков пространства были субъективными, как у улитки, и поэтому Земля для них была плоской. В реальности мироздания существует бесконечное множество субъективных пространств, в соответствии с бесчисленным разнообразием форм жизни.  И чем примитивнее формы жизни, тем меньший размер их субъективной реальности мира. Но не всё так однозначно, потому что человек многогранное существо и, в соответствии с этим, у него может быть множество разнонаправленных интересов, и каждый из них может быть реализован в своём субъективном пространстве. И эти пространства могут измеряться различными субъективными средствами.

Например, прошлое какого-либо народа, и даже всего человечества, мы можем рассматривать как определённое историческое пространство, в котором начинаются корни народов, живущих на Земле в настоящее время. В этом историческом пространстве народы жили и проявляли себя в зависимости от особенностей своего духа. Народы, живущие на Земле в настоящее время, не помнят своего прошлого, но у них есть информация об этом прошлом, которая точно мостами связывает дух современного какого-либо народа с духом его прошлого. И чем дальше в прошлое простирается пространство какого-либо народа, тем глубже его корни, и тем устойчивее социально-психологические особенности этого народа, и тем эффективнее он противостоит всевозможным внешним влияниям. Более того, его внутренняя социальная архитектура при этом более прочно структурирована, и связи между отдельными её частями так же более прочные.

В первой главе Ветхого завета книги Бытия мы читаем миф о сотворении Земли со светильниками над нею – Солнцем и Луной и звёздами, которые были закреплены на тверди небесной, чтобы освещать Землю днём и ночью. И когда земное жилище было готово, в последний день своего творения Бог создал человека… А в дальнейшем напутствовал его: «плодитесь и размножайтесь… и, владычествуйте…». У каждого народа в своё время были мифы об их происхождения, но ни в одном из мифов мне не встречалась причина, побудившая Бога к созданию Вселенной и человека. А вот Шри Ауробиндо индийский поэт, философ и основатель Интегральной Йоги сказал, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим».

Но вернёмся к историческому пространству, с которым нас связывает информационный мост. Народы и государства не всегда мирно соседствуют друг с другом и каждый из них стремится хоть в чём-то преобладать над своим ближним или дальним соседом. Преобладать можно по-разному: Например, быть большим и сильным, ведь не напрасно моська лаяла на слона. А можно дать информацию своему народу о его великом прошлом. И реальные доказательства этому величию совсем не обязательны, каждый народ жаждет быть великим, или, по крайней мере, особенным, хотя бы в прошлом. Ну а если информационный мост из действительно великого прошлого какого-то народа, подменить на что-то низкое и позорное, то, как на подобную подмену отреагирует этот народ? Если ему нечего противопоставить такой информации, то он примет её, хотя и без особой радости, как действительную. Но это сильно повлияет на состояние духа этого народа, который потеряет значительную часть своего величия. И если слона убедить, что его предки были моськи и моську обработать так, чтобы она поверила, что её прадеды были львами или саблезубыми тиграми, то это в значительной степени изменит отношения слона и моськи. Например, если русские поверят в то, что они триста лет были под татаро-монгольским игом и что никакой великой Тартарии не было и что наши предки были финно-угры, или же «поскребите русского, и вы  найдёте татарина», то подобная информация в значительной степени ослабит дух народа. Да и корни народа в таком случае будут уходить не в глубину реальной его истории, а в историю выдуманную, далеко не лучшего качества.

Каждый человек имеет своё психологическое многоликое пространство, в котором осознаёт себя как определённую индивидуальность. Но каждый из его близких и знакомых на основании каких-то признаков, видит в этом психологическом индивидуальном пространстве, что-то иное. И, конечно же, взаимоотношения людей во многом зависят от того, как они воспринимают психологическое индивидуальное пространство друг друга. Но человек может не позволить относится к себе «сверху вниз», если он не признаёт другого человека господином над собой. Есть такое выражение: «скажи человеку тысячу раз, что он осёл, на тысячу первый раз он заорёт по ослиному. Таким образом, при помощи ложной информации можно навязать другому человеку искажённый образ его самого, что может в корне изменить его отношение к самому себе и изменить способ его взаимодействия с другими людьми. 

В различных живых существ вложены программы восприятия реальности мира в соответствии с их предназначением. И их субъективное пространство жизни точно соответствует их программе восприятия реальности мира. Для примера мы можем взять любое насекомое, которое никогда не будет страдать от бессмысленности жизни, если у него есть возможность реализовать своё предназначение.  Для пчелы – это улей и медоносные цветы. Программа восприятия древнего человек значительно шире, отсюда и интересов у него больше и субъективных пространств, в которых он может реализовать своё предназначение так же больше. Можно сказать, что субъективное пространство жизни становится всё более многогранным, по мере того, как раскрываются всё новые ветви восприимчивости дерева жизни, и одновременно с этим меняются интересы и предназначение человека. Дерево жизни подавляющего большинства людей на Земле, ограничивается всего несколькими ветвями. Одна из них центральная, назовём её стволом этого дерева, а остальные только обеспечивают эту центральную ветвь всем необходимым для её реализации. Ветви дерева жизни – это интересы человека, а ствол – основной его интерес. Практически, в пространстве основного интереса реализуют себя все его ветви.

Некоторые люди чувствуют себя вполне удовлетворительно, если все их инстинкты реализованы. У них есть работа, дающая им средства для жизни, есть дом, семья, дача, ну и, возможно, машина. Дерево жизни других очень похоже на первое, но у них ствол и ветви потолще, и, соответственно, аппетиты побольше. И среди деревьев жизни (людей) есть исполины – секвойи, диаметр ствола которых может достигать шести и более метров, но это совсем не значит, что они гении, творческие гиганты. У них всё то же самое, что и у обывателей, которые трудятся там внизу, чтобы заработать на своё выживание, но неизмеримо больше. Таким образом, всех обывателей, живущих для своего собственного блага, можно объединить в пирамиду, на верхних ярусах которой расположились максимально удобно своеобразные Гаргантюа. А внизу, презираемые элитой, теснящейся вокруг «Олимпа», на котором пируют «боги», трудятся те, которые и создают блага для всей пирамиды обывателей. И каждый из обывателей заполняет своё пространство жизни теми значимостями, которые создают иллюзорную полноту его жизни. Для одних минимально возможную, для других, выходящую за пределы разумного. И эта «справедливость» считается незыблемой при современном демократическом капитализме. Но так как истинная справедливость никакого отношения к дикому бесчеловечному капитализму не имеет, то её следует принимать за маски, позади которых прячется дряхлеющая социальная система современного мира.

Чтобы сохранить себя, эта система пользуется многими способами, чтобы повлиять на структуру субъективных пространств людей, производящих материальные блага. Она стремится сделать внутренние пространства (поля мировоззрения) людей максимально примитивными, а их отношения к нарастающему бесправию и обнищанию максимально терпеливым. Но бикфордов шнур уже тлеет, и Гаргантюа, сидящие на верху пирамиды обывателей, уже ищут способ направить взрыв в безопасную для себя сторону.

 

 

Опубликовано