Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ОПОРА ВНУТРИ НАС

--

Есть два крайних типа людей – одни из них имеют внутреннюю опору, другие её не имеют, и, конечно же, существует целый спектр переходных вариантов. В зависимости от этого, отношение людей и к миру и к самим себе значительно отличаются. Имеющие внутреннюю опору – самодостаточны и не ждут, что другие решат за них их собственные проблемы. Здесь трудно конкретно определить, что является основой внутренней опоры человека, так как она может проявлять себя уже в детском возрасте, как определенная самостоятельность и даже ответственность за свои поступки. Иногда у детей растущая внутренняя опора проявляет себя в упрямстве и нежелании что-либо делать, но никогда это качество не проявляет себя как лень или получение удовольствий. У таких детей на этот счет будет своя точка зрения, объясняющая, почему они в чем-то отстаивают свои позиции.

Можно долго перечислять, что может быть внутренней опорой взрослого человека  или, по крайней мере, компенсацией её отсутствия. В одном случае – это его работа, в другом – его собственная семья, в третьем – какая-то идея, вокруг которой человек строит свою жизнь. В четвертом – дети и семья, которым человек посвящает себя всего, в пятом – это может, быть его духовная работа и т. п. Такой человек на все свои взгляды и свое отношение к реальности, которое не зависит от чьих-либо мнений.

Когда работа на производстве компенсирует отсутствие внутренней опоры, то тогда мы видим, как люди ходят на работу, хотя им никто ее не оплачивает. Они собирают материальные ценности, или что-либо коллекционируют, хотя и понимают, что в этом нет никакого смысла. Опорой может быть все, что хотя бы в какой-то степени придает человеку уверенность в окружающем его мире.

Опору иногда сравнивают со своей собственной значимостью, но это может быть только в тех случаях, когда реально внутри человека нет никакой опоры. Более того, можно сказать, что у него нет содержания, потому что значимость – это оценка, которая дается другими людьми, а чувство значимости, в этом случае, не более как реакция эго. Таким образом, людей, имеющих внутреннюю опору не так уж и много. Тех же, которые компенсировали отсутствие внутренней опоры у себя, значительно больше. И тех, которые еще не успели это сделать и, возможно, никогда не будут иметь внутренней опоры, – подавляющее большинство. Особенностью этих людей является стремление быть такими как все. Про них иногда говорят, что они «без царя в голове», или же проводят свою жизнь «без руля и без ветрил». Целью этих людей не может быть семья, дети, работа, – но внешний успех, удовольствия, значимость среди себе подобных. Они могут работать, но совсем не потому, что им нравится работать, а потому что им нужны деньги. В противоположность людям, имеющим внутреннюю опору, эти, пустые внутри люди, безответственны ни перед близкими людьми, ни перед сотрудниками, ни перед своим народом.

Из того, что было сказано здесь, можно сделать вывод, что люди, имеющие внутри себя опору, рождаются с ней. Но это не совсем так, так как в большинстве случаев опора в течение жизни формируется. Правда, чтобы эта опора сформировалась, необходимо, чтобы для этого у нее были врожденные соответствующие данные, которые в дальнейшем можно развить. С этой целью для детей следует использовать обстоятельства, в которых они должны иметь свои обязанности, выполнение которых является частью  общей работы, необходимой для поддержания порядка в доме. При этом со стороны взрослых не должно быть какого бы то ни было насилия. Обычно насилие со стороны взрослых по отношению к детям применяется тогда, когда взрослые своим хаотичным «воспитанием» настолько извращают личность своего ребенка, что однажды начинают видеть, что их воспитанник ведет себя совершенно неадекватно обстоятельствам, в которых он находится. Пытаясь исправить свои собственные ошибки в воспитании детей, они наказывают их, хотя наказывать должны самих себя. При правильном воспитании центром семьи является не ребенок, а общие семейные проблемы, в решении которых посильно участвует и малыш. По крайней мере, ребенок не должен чувствовать, что он "пуп Земли". Очень важно, чтобы у любого человека было чувство долга, направленное не на самого себя, а на другого человека или же какое-то дело. Здесь следует подчеркнуть выражение – "чувство долга", потому что это внутреннее состояние, а не обязанность, которая всегда насильственна и не воспитывает в человеке внутренней опоры.

У взрослых людей должно быть чувство долга перед другим человеком будет ли это супруг или родители, или же дети. Не менее выраженным должно быть чувство долга и перед своей работой и тем более своей страной, что осознается как национализм и патриотизм, а в случаях пребывания в другой стране переживается как тоска по дому и ностальгия. Человек – социальное существо и отсутствие этих качеств должно расцениваться как определенная социальная психопатология. И фраза: "моя родина там, где мне хорошо", свидетельствует о глубоких хронических нарушениях психики человека.

Внутренняя опора – это внутренняя упорядоченность человека, которая распространяется и на окружающие обстоятельства, и людей, с которыми человек, имеющий внутреннюю опору, взаимодействует. Исходя из этого, следует понимать чувство долга, как внешнее проявление внутренней опоры человека. Внешний мир для такого человека является продолжением самого себя, о котором он должен заботиться, защищать его и стремиться к его все возрастающему совершенству. Эти слова могут вызывать у читателя вопрос: каким образом, человек, имеющий внутреннюю опору, будет делать внешний мир более совершенным, заботиться о нем и защищать его? И для примера может привести свою семью и свой народ. Более совершенным человек может стать только через свои собственные усилия, рожденные его собственной волей, но не навязанные кем-то со стороны. Например, родитель, приучая своего дитя к труду, дает ему указание, что необходимо сделать по дому – это может быть, и привести в порядок разбросанные игрушки, или полить какой-то цветок или что-то ещё. Такого рода указание будет иметь значение, только как приучение к труду, но не воспитание внутренней опоры. Все будет иначе выглядеть, если родитель предложит выбор, например:

– Сережа, у нас с тобой сегодня много работы. Нам нужно помыть посуду и прибрать игрушки. Что ты будешь делать, мыть посуду или же прибирать игрушки? Выбирай. Если ты будешь мыть посуду, то я приберу твои игрушки, а если ты будешь прибирать игрушки, то тогда посуду буду мыть я. В такой ситуации родитель и его ребенок становятся сотрудниками, выполняющими общую работу по дому, и у ребенка возникает иллюзия, что он сам определяет, чем он должен заниматься, и для него конечно, очень важно, что он наравне с взрослыми участвует в общей работе. Вспомните стихотворение Некрасова "Мужичек с ноготок", в котором шестилетний мальчик говорит: " …Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то – отец мой, да я…". 

С воспитанием у взрослого чувства внутренней опоры все обстоит несколько сложнее, потому что это, скорее, не воспитание, а перевоспитание. В сегодняшнем мире широко распространены идеи альфонса, которые включают в себя не только стремление мужчин жить на содержании у женщин, но и многих людей, не зависимо от пола, жить за счет другого человека или же за счет общества. Эта особенность современного человека имеет под собой несколько причин, первая из них связана с раздроблением человеческого общества на отдельные самоценные индивидуумы; вторая – с идеей создания общества потребителей; третья – связана с идеей, что человек рожден для счастья, и большинство людей бросились всеми способами добывать себе удовольствия; и, наконец, четвертая причина состоит в том, что в основе всего находятся деньги – абстрактная ценность, оторванная от ценностей реальных и даже замещающая их. Только при условиях отказа от курса, определяемого этими причинами, можно изменить внутреннюю структуру человеческого сознания, что  явится началом формирования внутренней опоры человека. К сказанному следует добавить, что в формировании синдрома альфонса большое значение имеет формирование разрушительного отношения как собственной культуре, так и к истории своего народа. Один мудрый человек сказал, что "кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее, а кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое". Следовательно, те, кто контролируют современный мир, контролируют и его прошлое, и его будущее. Исходя из всего сказанного, можно подумать, что мир катится в направлении саморазрушения, и уже ничто не может остановить его. Это не так, так как безвыходных ситуаций не бывает, но на эту тему разговор будет в другой работе.

Для людей, не имеющих внутренней опоры духовная работа представляет определенные трудности, так как будучи внутренне неупорядоченными и не имея определенной структуры своего сознания, они с трудом могут противостоять всевозможным внешним соблазнам. Определенность структуры сознания уже предполагает внутреннюю полноту, что можно сравнить с законченной мозаичной картиной, в которую уже невозможно внедрить какой бы то ни было инородный элемент, но вполне возможно дополнять ее теми элементами, которые делают её богаче и содержательнее.

И еще несколько слов о внутренней полноте. Основным ее свойством является устойчивость человека перед лицом всевозможных бурь окружающего его мира. Человека, находящегося в состоянии внутренней полноты, не следует считать ограниченным своей внутренней полнотой, познание мира для него остается бесконечным, но все происходящее в этом мире он воспринимает с позиций имеющейся внутренней определенности. Его внутренняя картина мира и своего места в этом мире, остаются в основе своей неизменными. Но все новое, с чем может встречаться такой человек не только становится частью его внутренней духовной вселенной, не только обогащает ее новыми элементами, но и меняет позиции восприятия реальности, делая его другим. Об этом можно сказать, что к имеющемуся звуку, который является частью аккорда мировосприятия, добавляются новые обертоны, делающие звучание этого аккорда более богатыми и прекрасными.