Внешняя оставленость возможна только в тех случаях, когда опорой жизни человека является внешняя реальность. Здесь не имеется в виду, что опорой человека являются какие-то материальные ценности, но отношения, в которых человек не имеет созвучия с другими людьми, изолированность от условий, в которых он мог бы удовлетворять свою жажду знаний и реализовать себя во внешнем мире. Человек – социальное существо и, поэтому, нуждается в том, чтобы быть принятым другими людьми и иметь в отношениях с ними не последнюю значимость. Чаще всего человек может оказаться в положении отверженного потому, что он психологически не созвучен окружающим его людям. Возможно, это связано с несовпадением интересов отверженного человека от тех людей, которые отвергают его, а может быть в нём слишком велика значимость самого себя и он, не осознавая этого, стремится занять соответствующее своим амбициям социальное положение среди окружающих его людей.
Состояние оставленности может возникать у людей, когда они выходят на пенсию и становятся социально невостребованными, что у некоторых людей вызывает мучительное состояние ненужности, выброшенности. И это состояние может усугубиться тем, что он становится отверженным ещё и своими детьми и внуками, у которых своя жизнь, а преклонного возраста родитель, как чемодан без ручки.
К тому же, с возрастом у человека становится всё меньше жизненной энергии, которая как цемент, соединяет содержание внутреннего мира в одно целое. И когда витальной энергии с возрастом становится мало, целостность внутреннего мира начинает рассыпаться, и человек оказывается перед разбитым корытом и грудой черепков, которые он при общении с другими людьми перебирает, как нечто для себя значимое, но, возможно, не интересное собеседникам.
Иногда состояние внешней оставленности называют социальной депривацией, которая особенно неблагоприятна в раннем детском возрасте. Этому есть множество примеров среди детей, которые воспитывались животными и были лишены возможности общаться с людьми. Они, практически, так никогда людьми и не стали.
Но состояние оставленности может быть и не тотальным, а только частичным, например, какие-то функции или возможности оказываются невостребованными, или же, используются не в должной степени. То такого рода частичная оставленость, ведёт к атрофии неиспользуемых возможностей или способностей человека. При этом, в какой-то степени страдает вся человеческая личность, так как человек в любой активности участвует как целостное существо. Мне вспоминаются мемуары одного из тренеров по восточным единоборствам, который, будучи уже в преклонном возрасте, сказал, что если бы он сейчас набирал себе группу учеников, то он обязательно проверял бы их музыкальный слух. Тогда мы можем считать, что любые наши способности – это проявление комплекса каких-то внутренних качеств
Внутренняя оставленость возникает у человека тогда, когда он не только лишается веры в правильности своих жизненных установок, но и оказывается в тупике, в котором нет никаких решений, никаких надежд и никакого будущего. При этом состояние полной безысходности, которое переживается как мучительная вечность, отвергающая всю прожитую жизнь и возможность продолжения её. В этом состоянии никто не в силах помочь, или хотя бы что-то изменить. В таком состоянии происходит полная дезинтеграция личности человека, место которой занимает непереносимое страдание, которому нет ни начала, ни конца.
Причин внутренней оставленности очень много, начиная с глубокой депрессии при маниакально-депрессивном психозе и заканчивая страданием от бессмысленности жизни, в которой человек за серостью внешней жизни не видит какого-либо просвета в будущем, к которому он мог бы стремиться и ради которого мог бы жить. И, кроме того, состояние оставленности, при которой человеку не на что опереться, возникает у него в состоянии захваченности монотонной вечностью, и не важно, будет ли эта вечность состоянием блаженства рая, или же состоянием мучительной безысходности ада. Это всегда состояние покинутости, в которой не на что опереться, и в которой нет никаких надежд на возможность изменения состояния.