НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ГАРМОНИЧНОГО ОБЩЕНИЯ

Когда два человека обсуждают какую-то тему, которую один из них выносит из своей личностной психологической зоны в психологически нейтральное место между ними, то, конечно же, вынесенная тема одним из них имеет связь с оригиналом, оставшимся в личностной зоне этого человека. После обсуждения, вынесенного в нейтральную психологическую зону материала, он становится несколько другим, и каждый человек, участвующий в обсуждении возьмёт из него для себя то новое, что появиться в нём после обсуждения.

При этом совершенно непозволительно забираться в личностную зону того человека, который вынес для обсуждения какой-то материал, находя в нём прежде обсуждаемые элементы и осуждая их. Вы заметили – обсуждение перешло в осуждение. Дело в том, что человек восторгается чем-то великим совсем не потому, что он так же велик. Он приходит в восторг, потому что хотел бы сам быть таким же великим. И это не зависть к тому, кто велик, потому что зависть вызывает страдание, а здесь восторг, который обязательно породит в этом человеке намерение, что-то изменить в себе, чтобы хоть немного приблизиться к величию своего кумира. Ну а если его собеседник, слушая восторженные слова о каком-то действительно великом человеке скажет говорящему: «да, действительно, по сравнению с ним, ты выглядишь ничтожеством». Или ещё пример: один человек рассказывает другому, о своём кратком диалоге с фармацевтом в аптеке, который предложил ему более эффективный препарат. На это предложение человек грустно заметил, что фирмы, изготавливающие препараты, совсем не заинтересованы в том, чтобы люди, принимая лекарства, вылечивались –  Для них важно, чтобы люди подлечивались, но не выздоравливали, потому что тогда, со временем, лекарства станут не нужными, да и фармацевты лишатся работы. Выслушав этот рассказ, собеседник тут же сделал замечание:

– если ты всё это знаешь, то почему покупаешь эти лекарства, наверное, было бы правильно, если бы ты изменил свой образ жизни, чтобы быть здоровым, а не травил себя всевозможной химией? На это обсуждение темы закончилось и перешло в осуждение одного из них.

У каждого человека в окружающей его реальности есть то, чему он хотел бы следовать или даже быть похожим, и есть то, что для него совершенно неприемлемо, хотя в нём самом есть как те, так и другие качества, что совершенно не мешает ему иметь своё мнение о различных проявлениях окружающей его реальности.

Мнение человека о чём-либо – это всегда часть его намерения, которое имеет не только активную часть, но и ту, которая в будущем, возможно, войдёт в его поток намерения. Мнение – отражает в себе позицию человека, с которой он воспринимает реальность мира. И эта позиция может не отражать в себе психологические особенности самого человека. Мнение – это, возможно, незначительный элемент из картины знаний о реальности мира, но не реальности самого человека. Но позиция – это уже хорошо, потому что любые направленные изменения в человеке начинаются с формировании в нём соответствующей позиции.

Человечество живёт в мире, в котором поток самой разнообразной информации увеличивается невиданными прежде темпами. Большая часть этого потока состоит из информационного мусора, и человек пытается как-то ориентироваться в этом информационном потоке, но не успевает находить в нём ни логической связи, ни какой-то обобщающей идеи. И информационный поток воспринимается человеком не как оркестр, исполняющий какую-то мелодию, а как какофония, в которой «звуки» существуют каждый сам по себе. Человек выхватывает из этого потока отдельные его элементы, никак не связанные между собой, каждый из которых несёт свой собственный смысл и тут же выхватывает из этого потока что-то ещё и этому, кажется, нет конца. Человек вынужден прыгать по поверхности этого потока, потому что всё, что в нём находится, не имеет глубины и, по сути, не имеет жизненной значимости. И, постепенно, этот принцип «одноразового информационного шприца» становится естественным для человека, тем более, что всё человечество с его технологиями втягивается в этот безумный бег с неожиданными поворотами и прыжками. Человек, в связи с этим становится напряжённым, неуравновешенным, непоследовательным. В его отношениях с другими людьми возникает поспешность, незавершённость, он может обрывать своего собеседника, подменяет реальные отношения всевозможными обещаниями и, иногда, взаимоисключающими утверждениями. Про таких людей говорят, что у них разорванное, клиповое мышление. Но в действительности, изменение личности человека более глубокое, чем это кажется на первый взгляд – современный человек теряет способность концентрироваться на важной для него работе или идее, не способен удерживать своё внимание погружённым в содержание какого-то текста, отсюда, снижается способность к пониманию того, что происходит как вокруг него, так и в мире. И, вследствие этого, возрастает его внушаемость и снижается способность к самоконтролю. Исследования, проводимые на крысах советским Психологом – Узнадзе Дмитрием Николаевичем показали, что плотность крысиного поселения ведёт к снижению их интеллекта и возрастанию агрессивности. Этот эксперимент мы можем экстраполировать в человеческое общество, в котором растёт плотность информационная, которая так же ведёт к снижению познавательной способности человека и возрастанию его стремления к нападению и самозащите. Возможно, человечество подошло к перекрёстку, после которого пути человеческие расходятся – один из них всё больше отклоняется вниз, а второй – неуклонно восходит вверх.