У Бога ничего не бывает случайным, несвоевременным, избыточным или лишним. И все человеческие дела, проблемы и тупики, из которых, кажется, нет никакого выхода, имеют своё предназначение. Шри Ауробиндо говорил, что миром правят необходимости, поэтому мы можем сказать, что всё, что было, то, что есть и то, что будет – необходимо, даже в своих мельчайших деталях. Осознав необходимость всего сущего, человек примет этот мир таким, каков он есть. Но это произойдёт не сразу, так как в значительной своей части человек принадлежит этому миру, которым правит низшая природа, используя для этой цели неведение.
Можно сказать, что неведение – это незнание, и это верно, но какова причина этого незнания? Мы однажды говорили о том, что каждый человек несёт в себе программу восприятия внешнего мира и самого себя и всё, что за пределами этой программы, человеком не воспринимается, не понимается и часто отвергается. Таким образом, программа восприятия ограничивает человека в познании мира и самого себя. Это программа как бы высветила человеку определённый участок реальности мира, на котором он должен вертеться всю свою жизнь. И это тоже верно, для некоторых людей. И ещё мы говорили о том, что неведение не позволяет человеку сделать в каком угодно направлении шаг вперёд, если человек не готов к этому шагу.
Но предназначение неведения в человеческой жизни представлено значительно шире, чем те пределы, которые здесь упомянуты, и даже всевозможные тупики и проблемы, которые нам приходится проходить ежедневно, определяются нашим неведением.
Рассмотрим некоторые проявления неведения, которые суживают наше сознание и управляют нашим взаимоотношением с окружающей нас реальностью, создают для нас кумиров, формируют наши мнения и управляют нашими интересами в этом мире. Более того, неведение может активно противостоять нашим позитивным стремлениям, используя для этого самые различные способы. Из двух зол, человек стремится выбрать меньшее – «умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт». И, конечно же, он будет стремиться в том направлении, в котором его ждут большие приятности. При этом, возможные последствия, которыми он должен будет расплачиваться за эти приятности, скрыты от него неведением. В зависимости от нашего внутреннего состояния и от особенностей нашего индивидуального мировоззрения, мы в окружающем нас мире, преимущественно замечаем то, что соответствует нам самим, и формируем, по какому-либо поводу, своё мнение, которое опять-таки соответствует нашим психологическим особенностям и нашим интересам. Эти особенности можно разделить на несколько уровней, первый из них самый узкий, и формирует его всевозможная информация, которую человек получает из внешнего мира. Если сравнить этот информационный уровень с кругом света, в пределах которого и расположена эта информация, то мы увидим, во-первых, что она созвучна нашим взглядам на жизнь, которые были сформированы прежде, во-вторых, вокруг этого информационного круга плотной стеной располагается ограничивающее поле неведения. И, в таком случае, невозможно какое-либо критическое отношение, к находящейся в этом круге информации. Можно сказать, что в таких случаях у людей появляется убеждённость в своей правоте, которую они могут отстаивать всеми доступными для них способами. Конечно же, такую информацию, даже если ей придаётся высокая значимость, невозможно назвать знаниями, потому что знания всегда многогранны и подкрепляются многочисленными связями с созвучной ей по содержанию информацией из других источников.
И если информация – это поле ума, то чувства – это поле витала, на котором очень большое место занимают инстинкты, с их всевозможными эмоциональными состояниями, желания и всевозможные реакции эго. Различные состояния, возникающие в поле витала, очень часто не поддаются коррекции со стороны ума и даже сознания, потому что одновременно с их возникновением вокруг них формируется поле неведения, подавляющее всё, что может препятствовать их реализации.
Знания – это одна из функций сознания, поле знаний состоит из многих островков, объединённых между собой переходными смысловыми «полутенями», и представляющее обширный узор знания.
И есть ещё поле знаний «сердца», которое сравнимо с безбрежным океаном света. Когда человек хотя бы на короткое время соприкасается полем своего сознания с полем знания «сердца», то мир перед ним предстаёт как единая непротиворечивая и строго упорядоченная система, в которой «даже волос с головы… не упадёт без воли Его».
Большинство людей живут в первом информационном поле, ограниченном неведением. Но нам необходимо помнить, что позади любой социальной, психологической, политической, экономической и даже научной информации, всегда есть определённое, осознанное или не осознанное намерение. Затем, за людьми, опирающимися на свой ум, почти вплотную, следуют те, которые живут в поле своего витала и его инстинктов, и всевозможных реакций эго. Реже встречаются те, которые живут в поле сознания. И только немногие иногда соприкасаются со светом безбрежного океана знаний человеческого «сердца», среди них только единицы осознают себя частью этого океана света.
И ещё мы с вами однажды говорили о том, что целостная личность человека многогранна и эти грани проявляют себя, как субличности. Так как человек является космическим существом и все планы низшей сферы миров для него входят в число познаваемых, то количество субличностей в человеке по идее должно быть равно количеству планов сознания, но кроме основных миров существуют ещё миры промежуточные, поэтому, говоря о количестве субличностей мы можем только сказать, что их много.
Идеального гармоничного человека можно представить в виде круга, все точки которого, расположенные на его периферии, находятся на одинаковом расстоянии от центра. Этот круг разделён на количество секторов, соответствующих числу субличностей. Но идеальных людей не бывает и интегральная личность каждого человека может на схеме быть представлена малым или большим кругом, секторы которого представляют различных субличностей так же могут быть не одинаковыми, и вместо идеального круга личности человека, в такой схеме мы можем увидеть какую-то бесформенную кляксу. И тогда ум человека может быть несовершенным со значительными дефектами, а тело близкое к совершенству. Какая-то витальная субличность может быть гипертрофирована, за счёт недостаточности ума или же физических возможностей. Недостаточность сознания, ментальных или витальных возможностей обычно проявляются в неспособности человека предвидеть результаты своих решений или действий. Можно сказать, что они посредственные тактики и никуда не годные стратеги. Это люди со своеобразной парциальной дебильностью, которая проявляется как недостаток, в чём-то одном и, как компенсация, избыток в чём-то другом. Так, Маргарита Наварская, автор «Гептамерона», заявляет, что все ловеласы интеллектуально ущербны. Подобные дисгармонии личностей, очень часто бывают причинами различных психологических и социальных тупиков, в которые они по неведению, не думая о последствиях, охотно идут, и выбираться из которых им приходится с большими потерями. То же самое можно говорить и о витале, желания которого не контролируются достаточно витальным умом, что так же приводит к непредсказуемым последствиям. А так как ментал человека чаще всего зависит от витала и чаще всего только оправдывает его всевозможные проявления, то и он в таких случаях не может быть достаточно надёжным контролёром.
При недостаточной зрелости сознания, в поле которого формируется мировоззрение, человек будет ограничен в своих стремлениях к познанию беспредельности мира. К тому же такого рода дефект сознания часто сопровождается ограниченностью ума. И такие люди предпочитают быть консервативными и придерживаться определённых взглядов, догм, «разумных» ограничений. Таким людям трудно познавать что-либо новое, так как его ограниченное поле мировоззрения не способно вместить в себя что-то ещё, кроме того, что уже есть в нём.
И к этому следует добавить, что в Мироздании все формы жизни, в зависимости от их предназначения могут быть ограничены в своём потенциальном росте сознания. И это касается не только животного мира, но и человека. Среди людей могут быть те, для которых доступен только одни план сознания и те, которые имеют возможность раскрыть в себе более высокие планы сознания. Поэтому, первые стремятся к благам на Земле – они могут быть религиозными или атеистами, но их бог будет земным богом, а рай будет земным раем. А те, которые имеют потенциальные возможности бесконечного восхождения сознания, никогда не согласятся с тем, что счастье человека заключается в земных благах. Это вечные искатели, стремящиеся в неизвестное, ради которого они, не раздумывая, пожертвуют домашним уютом и любыми материальными благами. Духовный путь выбирают те люди, для которых неприемлема жизнь в тупиках этого проявленного мира. Они знают, что в этом мире нет тех ценностей, которые могли бы удовлетворить их стремление к совершенству и истине, поэтому для них не могут быть опорой определённости проявленного мира значимостей, и единственно, что может удовлетворить их – это бесконечный путь восхождения сознания. Но это уже следующий этап восхождения человека к Божественному совершенству, на котором человек уже себе не принадлежит. На этом бесконечном пути не существует тупиков и ловушек, потому что искренняя устремлённость человека создаёт между ним и божественным единство, в котором все человеческие трудности и проблемы Бог берёт на себя.