Бог проявляет себя перед человеком в бесчисленном количестве масок добра и зла, прекрасного и безобразного, любви и ненависти, жизни и смерти и ещё в множестве других масок. Но позади масок Бога – Его намерение. Принять этот мир таким, каким он выглядит в масках Бога – это значит, принять Бога. Но принимают мир таким, каков он есть и преступники, и обыватели и те, которые имеют власть и подвластные им, и богатые и бедные. Принимают таким, потому что другого нет. Всё зависит от цели, ради которой различные категории людей принимают мир таким, каков он есть. Но принять мир таким, каков он есть, может быть для одних – пассивной констатацией факта, в то же время для других – это поле работы, которая может быть успешной, если мы приняли мир таким, каков он есть. И в зависимости от цели мы принимаем в мире ту его сторону, которая соответствует нашей цели. Можно сказать, что все люди и все живые существа принимают мир таким каков он есть, и каждое живое существо воспринимает созвучную ему сторону реальности мира.
Но Бог при помощи всевозможных масок пытается изменить человека, чтобы он мог осознать действительное предназначение этого проявленного мира и следовал этому предназначению. Но когда мы говорим о жизни, как о предназначении, то имеем в виду всю её пирамиду, на каждом уровне которой реализуется своё предназначение. Основной особенностью уровней пирамиды жизни является то, что каждый предыдущий её уровень создаёт условия существования для последующего, более высокого уровня. Для людей в пирамиде жизни отведено четыре уровня. Первый из них это обыватели, независимо от их социального статуса. Второй уровень – это паразиты, занимающие в социальной пирамиде определённый уровень, удобный для паразитирования как на тех, которые ниже их, так и на тех, которые выше. Можно сказать иначе: они запускают свои щупальца во все слои пирамиды жизни. Третий уровень – этой пирамиды занимают те, которые исследуют человеческий дом, которым является весь проявленный мир. И, наконец, четвёртый уровень – духовный, люди этого уровня стремятся к реализации своего высшего Божественного предназначения. Для людей, каждого из этих уровней, предыдущий уровень, является необходимым условием для их существования, в котором они выполняют своё предназначение. Этот уровень для них не является жизнью, но только необходимыми обстоятельствами, обеспечивающими их условиями, необходимыми для их жизни.
Но в человеческой пирамиде жизни каждый человек только преимущественно занимает какой-то определённый уровень, он одновременно присутствует и на других уровнях, которые только в какой-то степени являются необходимыми для него.
Поэтому, смыслом жизни обывателя является создание им для себя необходимых условий существования и поддержание их на желательном уровне. При этом, его способ бытия не выходит за пределы этого принципа. И в то же время у обывателя могут проявляться свойства второго и третьего уровней пирамиды жизни и в чём-то даже четвёртого уровня. Но первый уровень бытия, сравнимый с существованием цивилизованного животного, для обывателя всё же остаётся основным. И круг его интересов и стремлений, как бы широк или велик он ни был, не выходит за пределы принципа обывательщины. Все остальные уровни в нём присутствуют, как непроявленные возможности.
Рассматривая второй уровень человеческой пирамиды жизни – паразитов, мы видим, что он в значительной степени является производным обывательщины, той её части, в которой преобладает стремление к значимости. Эта категория людей всегда считает, что она заслуживает большего, чем имеет – особых отношений, особого социального статуса, что этим людям можно то, что не позволено другим, и в этом они солидарны друг другу. Они стремятся к власти, потому что сверху всегда легче и успешнее паразитировать, чем находясь в самой гуще обывателя. И они создают кланы, так как неорганизованная толпа обывателей всегда слабее организованных кланов. Пределом паразитизма является полное сращение паразита с донором, который при этом становится в значительной степени обезличенным и повышенно внушаемым, что очень удобно для власть имущих.
Третий уровень – учёные, исследователи. Для сохранения жизни эти люди имеют корни в первом уровне, но первый уровень для них не является жизнью, а только условиями, в которых он может жить творчески, занимая третий уровень. Тогда первый уровень для них – это только необходимость, а истинная жизнь, в которой они реализуют своё предназначение – это исследование реальности проявленного мира.
Четвёртый уровень – это люди, следующие путём своего высшего предназначения, и для них первый уровень так же не является жизнью, но только средством, создающим условия, в которых они могут реализовать своё высшее предназначение.
Проявленный мир, в котором живёт человечество, считается познанным, но в действительности знания у человека о мире, который окружает его, очень поверхностны. Если человек полностью познал бы этот мир, то тогда небыло бы необходимости в науках и людям нечего было бы познавать. Можно сказать, что существование человечества потеряет смысл, если оно подойдёт к пределу познания реальности мира. Дело в том, что познание – это взаимодействие познающего и познаваемого, при котором происходит трансформация как одного, так и другого, поэтому, познание не имеет предела.
Как это понять? – Всё Мироздание с его множеством вселенных – это великое тело Бога. Люди и всё сущее в Мироздании это части великого тела Бога. Когда мы говорим, что Бог вездесущ, то подразумеваем, что его сознание присутствует в каждой точке, в каждом объекте всего Мироздания. Поэтому, когда мы говорим о бесконечной работе Бога на путях, ведущих к недостижимому совершенству, то имеем в виду, во-первых, что нет пределов совершенству, во-вторых, Бог познаёт не какую-то внешнюю реальность, а самого себя, потому что всё есть Бог. А так как мы – люди, являемся частью Бога, то наше познание самих себя в действительности – это проявление всеобщего потока Божественного намерения, направленное к познанию самого себя. И когда Шри Ауробиндо говорил: «исследуйте себя беспощадно», и ещё утверждал, что интегральная Йога не для человека, а для Бога, то этим самым он подтвердил, что человеческое стремление, направленное на самопознание – это стремление Бога на путях самопознания, хотя нам и кажется, что это стремление принадлежит нам самим. Но мы всё присваиваем, и различные эмоциональные состояния и многие другие внутренние реакции, которые мы в себе обнаруживаем, и даже нашу волю и наши усилия, как во внешней жизни, так и на внутреннем пути. Поэтому, так же как и Бог на путях своего вечного стремления к совершенству или на путях самопознания, что одно и то же, познавая себя в каждой точке своего безмерного тела, которым является всё Мироздание с его сотнями миллиардов галактик и множеством вселенных, так и мы, люди, переживаем стремления и жажду знания Бога познаём себя. Но в действительности, это Бог в нас познаёт себя, в своём вечном стремлении к Бесконечному совершенству. В этом бесконечном потоке Божественного намерения, ведущему к совершенству, существует множество ветвей, которые обеспечивают главные цели намерения. И некоторые из них имеют даже противоположное направление, но это не является противостоянием основному направлению намерения, но только очищение его от всего, что не готово к переходу в более совершенное состояние.
Мы говорили о том, что познание ведёт к взаимным изменениям познающего и познаваемого, это происходит потому, что сознание познающего и познаваемого взаимно проникают друг в друга, без чего познание невозможно. Действительно, мы познаём реальность только тогда, когда возникает внутри нас отражение этой реальности, и любые взаимодействия с этой реальностью вначале моделируются внутри нас, и только потом реализуются во внешнем мире. И, второе, позитивное взаимодействие возможно только по созвучию, в противном случае оно становится разрушительным. Но так как при взаимодействии человека с реальностью, например, с целью познания её, происходит сонастройка сознаний познающего и познаваемого, то при познании реальности мира сознание человека претерпевает значительные изменения, настраиваясь на вибрации познаваемого. При таком взаимодействии в большей степени претерпевает изменения сознание человека, как более подвижное, по сравнению с сознанием познаваемого объекта.
При стремлении человека к познанию, себя проявляет его интересная особенность: в каждого человека вложена жажда знаний. Эта жажда знаний не только не одинаково интенсивно выражена у различных людей, но к тому же, имеет различную направленность, которая зависит от внутреннего «звучания» человека.
Каждый человек связан с реальностью мира в своеобразном аккорде, но когда человек изо дня в день участвует в повторении одного и того же аккорда, то происходит адаптация к нему, и у человека появляется потребность в усилении этого взаимодействия с реальностью, что, в конечном счёте, приводит его к захваченности. В этих взаимодействиях с реальностью мира, на путях его познания существует такая особенность: недостаточная интенсивность не оставляет глубоких следов в памяти, и человек может забыть о каком-то направлении деятельности. Тех же случаях, когда человек однонаправлено слишком активен, или же его активность сопровождается интенсивными положительными эмоциями, то его определённая активность может перерасти в захваченность. Но во всём этом самым интересным является то, что стремление к познанию или к какому-то другому виду активности порождает познаваемое, но не познанное. Именно влияния непознанного привлекает к себе внимание человека и увлекает его к познанию этого непознанного. Но в зависимости от внутренней структуры мировоззрения человека и его предпочтений жажда знаний в человеке отзывается на созвучный ему «зов непознанного». На самом деле, любые формы деятельности – это проявления, вызванные жаждой знаний, но пробуждают эту жажду знаний внешние влияния, или же внутренние инстинкты. Можно сказать, что между «я» и «не я» изначально существуют взаимные влияния, что объединяет человека с окружающей его реальностью.