Различные эмоциональные состояния в которых может находиться человек, и всплески эмоций, возникающие у него по какому-либо поводу, имеют свои частоты вибраций, амплитуда которых может быть различной в зависимости от интенсивности состояний или эмоций. Но позади человеческих интересов, стремлений, желаний и побуждений, так же находятся определённые эмоциональные состояния, которые не только поддерживают их, но и являются их причиной. При исследовании каких-то эмоциональных состояний, сопровождающих любую внешнюю активность, мы можем осознать, что направленность этой активности и её интенсивность – находятся в соответствии с её эмоциональной атмосферой, поддерживающей направленную деятельность человека.
Внешняя сосредоточенность человека в какой-либо деятельности, не может быть устойчивой и глубокой, если нет устойчивости соответствующего эмоционального состояния. И если человек внимателен к своим внутренним состояниям, то он может обнаружить мягкие волны сменяющих друг друга эмоциональных состояний и в соответствии с этим меняется направление его внешнего внимания. Но это только одна из причин, влияющих на устойчивость внимания человека.
Внешнее внимание человека последовательно фиксируется на отдельных точках рассматриваемых объектов, благодаря чему во внутреннем пространстве человека возникает мозаичный образ этих объектов, и одновременно с формированием внутреннего образа возникает и его эмоциональная оценка. В то же время внутреннее внимание объёмно и неподвижно, и обычно занимает всё внутреннее осознаваемое пространство, в котором человек наблюдает или исследует интересующий его объект. Этим объектом может быть какое-то эмоциональное состояние, или образ, который может быть зрительным или звуковым и ещё каким угодно. При этом, внутреннее виртуальное пространство может принимать любые размеры в зависимости от того, что человек исследует внутри себя – оно может быть даже неопределённым, если осознаваемый образ не содержит в себе зрительных элементов. Важной особенностью при осознании внутренней реальности является неподвижность внутреннего внимания, от чего зависит чёткость любых осознаваемых объектов, находящихся во внутреннем виртуальном пространстве.
И, чем бы человек ни занимался, позади его внимания всегда есть намерение, содержащее в себе не только структуру, соответствующую его возможной деятельности, энергию, необходимую для реализации намерения, которую человек осознаёт как эмоциональный фон, но и направленную волю, удерживающую в целостности поток активности человека для достижения определённой цели. В зависимости от намерения человека, его внимание может находиться как во внешнем, так и во внутреннем пространстве. Но в действительности, любая деятельность человека формируется и начинается внутри его внутреннего пространства. Сформированную модель этой деятельности человек может осознавать, как побуждение действовать. В тех случаях, когда эмоциональная составляющая внутренней модели действия очень ярко выражена, побуждение может стать непреодолимым. То же самое может происходить и при недостаточной выраженности воли.
Внутреннее виртуальное пространство каждого человека имеет своё индивидуальное содержание, определяющее его позицию в жизни. Практически, каждый человек содержит в себе свою внутреннюю материальную и социально допустимую определённость и определённость желательную. Эти две определённости, реальная и желательная, создают в человеке разность потенциалов, вызывающую в нём стремление в направлении более высокого материального или социального статуса. Человека, который удовлетворён самим собой и своим положением в человеческом обществе, который не стремиться к чему-то большему, или хотя бы мечтает об этом, можно сравнить с тем, кто уже достиг своей вершины восхождения, и перед ним путь, ведущий вниз.
Каждый человек во внутреннем виртуальном пространстве имеет свою эмоциональную атмосферу, соответствующую какому-то плану сознания. И эта атмосфера определяет значимости всего, что содержится во внутреннем виртуальном пространстве человека. И для обывателя это фатально, так как это делает его видение реальности мира и его мнения обо всём происходящем, для него неоспоримыми. Более того, все стремления человека и его интересы всегда соответствуют атмосфере внутреннего виртуального пространства. Можно сказать, что в любой момент своей жизни каждый человек живёт в своей внутренней индивидуальной вселенной и почти всегда люди, общающиеся друг с другом в реальности живут в разных мирах. Общение людей, это почти всегда попытка преодолеть границы между мирами, и это становится возможным, если внутренние миры людей близки по звучанию. И это касается не только отдельных людей, но и целых народов, каждый из которых живёт преимущественно в каком-то одном мире или в мирах, в какой-то степени созвучных друг другу. Отсюда трудности в стремлениях людей и народов найти общий язык.
И, кажется, что положение людей на Земле никогда не изменится, потому что большинство из них будут жить преимущественно в своих мирах, имеющих свои значимости, не совпадающие со значимостями других людей и народов. Но, возможно, религии и другие социальные институты, хоть в какой-то степени, могут компенсировать несозвучие между людьми? Но реальность преподносит нам нечто противоположное ожидаемому – религии и извращённые идеи, рождающиеся в их глубинах, могут разделять людей более радикально, чем принадлежность к другим нациям и даже расам.
Но если мы знаем, что всё сущее в Мироздании – это и есть Бог, и что все происходящее является необходимостью в Его бытии, в котором нет ничего лишнего или недостаточного, то мы должны признать, что кажущиеся неразрешимыми проблемы человечества, в действительности являются средствами Божественного, подсказывающие людям направление, в котором они должны совершать усилия на путях к своему будущему совершенству.
Исследуя свои всевозможные внутренние состояния, человек этим самым создаёт в своём сознании зону повышенной осознанности, созвучную более высокому плану сознания, чем те, которые использует низшая природа при выполнении своего предназначения. Эту часть сознания мы называем «Свидетелем», которого можно назвать ядром будущей духовной личности «Искателя». «Свидетель» – это центр в сознании человека, связывающий его с Психическим существом или истинным «Я». Психическое существо не зависимо от низшей природы, и по уровню сознания превосходит все планы сознания низшей сферы миров. Поэтому, ни один из планов сознания, которые использует низшая природа, взаимодействующая с человеком ради своих целей, не может как-то повлиять не только на его истинное «Я», но и на «Свидетеля», который, будучи сформированным, всегда будет превосходить по уровню своего сознания низшую природу. Поэтому, сознание людей, идущих внутренним путём, опирающихся в своей работе на Божественную душу или истинное «Я», никогда не будет «звучать» в диссонанс с сознаниями других людей, напротив, духовный искатель будет использовать в своей внутренней работе все противоречия, возникающие при общении, для всё более полного формирования «Свидетеля», которым однажды станет всё сознание человека. Но это не означает, что на этом закончится внутренняя работа искателя – в человеке всегда будет оставаться та часть его существа, которая будет менее совершенной и нуждаться в дальнейшей трансформации. И даже тогда, когда духовный искатель превзойдёт границы низшей природы, поднявшись в супраментальные планы сознания, его восхождение будет возможным только на бесконечных путях самопознания, ведущих к беспредельному совершенству.
Но современное человечество всё ещё находится ещё в самом начале своего бесконечного пути и подавляющее большинство людей даже не знают, ни об истинном своём предназначении, ни о предназначении человечества. Но Божественный предусмотрел для человека всё необходимое для его духовного роста – Он дал ему Психическое существо и он создал для него проявленный мир и, наконец, он сделал для него доступным весь спектр вселенных Мироздания, по ступеням которого человек может подниматься, следуя своему предназначению. Более того, он дал ему знания, необходимые на путях человеческого предназначения.
Здесь следует к сказанному добавить, что восхождение возможно не только тогда, когда человек «отряхнёт пыль предыдущей ступени спектра планов сознания», но оно требует достаточно длительного волевого усилия, чтобы удержать в себе состояние более высокого сознания. Шри Ауробиндо длительное время удерживал внутри себя состояние глубокого покоя и неподвижности, для того, чтобы этот покой пропитал всё его существо. Для этого он использовал не только свою волю, но и внешние средства – при сосредоточении на покое и неподвижности он неподвижным взором был устремлён на чистую стену перед собой. Неподвижность взгляда в значительной степени способствует внутренней неподвижности.