Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ГОТОВНОСТИ К ВНУТРЕННЕМУ ПУТИ

--

 

Существует множество человеческих пирамид: социальные, экономические, интеллектуальные, пирамиды продолжительности жизни и ещё многие другие. И ещё есть пирамиды духовной судьбы, которые фактически являются частью социальной пирамиды и находятся вблизи её вершины, или даже на ней.

Положение человека в социальной пирамиде зависит от зрелости его души – Психического существа. В человеке она может проходить стадии детскости, юности, и зрелости. В начальный период Психическое существо ещё не проявляет себя в человеческой судьбе, которая, в связи с этим, находится под управлением низшей природы и её представителем в человеке – эго. И тогда человеческая судьба связана только со значимостями проявленного мира, который для него в этот период является единственной возможной реальностью. По мере роста Психического существа у человека не только появляются интересы, лежащие за пределами материальных значимостей, но и чувство справедливости и даже предвестники совести. Но, на первых порах эти высокие человеческие качества, проявляются в какой-то степени только оценках деятельности других людей, но однажды у него начнёт меняться отношение и к своей собственной деятельности.

Возможно, вы слышали слова: «когда ученик готов – учитель приходит». Здесь речь идёт о том времени, когда у человека появляются вопросы, на которые он сам ответить не может. Проявленный мир – это школа, в которой каждый человек – это ученик какого-то класса. Когда он освоит программу своего класса, он будет готов к обучению в следующем классе, в котором будет свой учитель и своя программа обучения. На самом деле единственным учителем каждого человека является его Божественная душа – Психическое существо, и когда у человека будут появляться какие-либо вопросы, для него будет сформирована та ситуация, которая даст на них ответы. При необходимости внутренний учитель может сформировать ситуацию, в которой человек встретиться с учителем во внешнем мире. Но однажды ученик «будет готов» к тому, чтобы перейти в следующий класс и тогда он оставит прежнего учителя, чтобы встретиться с новым.

Социальная и духовная иерархия почти всегда не совпадают. На вершине социальной пирамиды чаще всего находятся те, которые в духовной иерархии находятся в самом низу.

Каждая пирамида имеет в своей основе соответствующие ей принципы. Например, социальная пирамида успешности опирается на принципы выгоды, а социальная пирамида, завершающаяся вершиной духовности, в своей основе имеет принцип справедливости, сопутствующие ему чувство долга и любви к Родине и, конечно же, совесть. В действительности, все люди принадлежат всем человеческим пирамидам, но какая-то одна из них является для него основной, потому что у каждого человека своя судьба. И даже тогда, когда человек прилагает усилия, чтобы изменить свою судьбу, то это всегда соответствует направлению его судьбы, потому что в его судьбе это усилие было предусмотрено, как возможность. Но, если человек несознателен, то судьба ведёт его в том направлении, которое для него предопределено.

Мы живём в мире, который во всех своих частях разделён на противоположности. Правда, степень отличия друг от друга этих противоположностей не одинакова, так как в их спектре, между двумя крайностями существует множество переходных частей, как со стороны положительной, так и со стороны отрицательной. И около нуля эти противоположности очень мало отличаются друг от друга.

Когда человеку предстоит сделать какой-то выбор, то решение никогда не бывает однозначным, потому что при этом человеку всегда предоставляется как минимум две возможности. Если человек несознателен, то он будет делать усилия, находясь в колее своей судьбы. В тех же случаях, когда он способен осознать возможность другого решения проблемы, то тогда он становится ответственным за свою судьбу.

Но человек не знает куда приведёт его судьба, даже тогда, когда он осознанно делает выбор. Каждая возможность человека, которой он может воспользоваться, осознанно делая свой выбор, является началом его новой судьбы. Если человек будет соответствовать этой новой ветви судьбы, то она будет продолжаться в течение всей оставшейся его жизни. В том случае, когда человек не удовлетворён своей судьбой, то однажды она, судьба, предоставит ему возможность снова сделать выбор, и если он осознает предоставленную ему возможность и сделает выбор, позволяющий ему изменить свою судьбу, то все проблемы, соответствующие его прежней судьбе будут заменены на проблемы соответствующие его новому направлению жизни.

Сознание человека эволюционирует только благодаря проблемам, которые так же имеют свой спектр. Низшая природа управляет человеком через его чувства, потребности, желания, влечения и различные эмоциональные состояния. И в этом оркестре всевозможных внутренних состояний далеко не последнее место занимает эмоциональный «голос» эго. Это всё проблемы, которые человек таковыми не считает, но с их помощью низшая природа управляет человеком. Шри Ауробиндо говорил, что человеком правят необходимости. Но если мы будем достаточно восприимчивы, то без особого труда осознаем, что любые необходимости так же окрашены эмоционально. Эмоциональные состояния всегда имеют определённую направленность, в которой и увлекают человека, если он несознателен. Даже мысли имеют вокруг себя эмоциональную ауру, придающую им определённую эмоциональную окраску в соответствии с их направленностью и смыслом. Тогда низшую природу можно сравнить с опытным хоккеистом, который при помощи своей клюшки ловко ведёт шайбу в ворота противника. Правда, из этих ворот нет обратного выхода.

Шри Ауробиндо говорил: «исследуйте себя беспощадно». Он имел в виду, что исследование своего внутреннего мира является настоятельной необходимостью на внутреннем пути, и при этом человек не должен скрывать от себя и обходить «неудобные» воспоминания. Низшую природу, направляющую человека по путям этого проявленного мира значимостей, можно сравнить с поводырём, ведущим слепого к месту его предназначения. Начало исследования человеком своего внутреннего мира, означает, что пришло время его освобождения от бесконечного пути по кругу, на котором он следует от одной значимости к другой, увлекаемый необходимостями проявленного мира.