Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВЛАСТЬ И СВОБОДА

--

 

Власть – это то, что определяет отношение человека к самому себе и к реальности мира, а так же способ взаимодействия с этой реальностью. И, кроме того, власть определяет смысл и предназначение, как самого человека, так и всего, что он воспринимает в окружающем его мире.

В нижней части спектра власти преобладает прямое насилие и использование власти во благо самого себя. Подвластным оставляется минимум, для их выживания и функционирование во благо облечённым во власть. Но целью власти является не богатство, которое является только приложением к власти, но сама власть. Богатство – это только символ власти, повышающий её значимость. Таким образом, богатство, как и власть имеют свою значимость, поэтому все, за редким исключением, имеющие власть, стремятся быть богатыми ради повышения своей значимости. Но можно иметь высокую значимость, будучи богатым или же, только имея соответствующую власть. Ещё раз повторяю, главным является не богатство, а его значимость. То же самое можно сказать и о власти, которая желанна только тогда, когда она значима.

Если бы власть была обезличена, например, все управляющие функции принадлежали быть иерархии суперкомпьютеров, а те, которые обслуживают эти суперкомпьютеры были бы не более значимы, чем любые другие трудящиеся. И это равенство поддерживалось бы и зарплатой, то никто к власти в социальной иерархии не стремился бы. И если бы все люди обеспечивались всем необходимым так, чтобы не было ни недостатка, ни избытка и это происходило бы без участия денег или каких-то их эквивалентов, то никто бы не стремился быть богатым, так как это считалось бы невозможным и бессмысленным. Но подобные условия, уравнивающие людей относительно друг друга, не сделали бы людей более справедливыми и внимательными друг к другу. Они не стали бы ни умнее, ни сердечнее в своих взаимных отношениях, и не исчезло бы у них стремление к собственной значимости, но, возможно, это стремление нашло бы какие-то другие способы своей реализации.

Люди не могут быть одинаковыми, даже при одинаковых внешних условиях жизни. Внешне одинаковая для всех реальность не может восприниматься различными людьми однозначно, да и взаимоотношения  между ними, при любых обстоятельствах, не могут быть стандартными.

Власть в любом случае иллюзорна, люди стремящиеся к ней, предполагают, возможно, не осознавая этого, что власть даст им какую-то независимость и свободу, но в действительности, всё происходит наоборот, человек становится зависимым и несвободным от своих стремлений к власти и богатству, и от обстоятельств, в которых он находится. Но люди избегают над собой внешней власти, не зная того, что власть внутренняя может быть более жёсткой и фатальной. Власть различных внутренних состояний, желаний и влечений может не осознаваться человеком, как власть, принуждающая его к определённым отношениям или действиям в реальности мира, потому что он считает, что все эти внутренние проявления принадлежат ему самому и его свободной воле. От внутренней власти человек почти всегда не защищён, так как не осознаёт того, кто проявляет над ним эту власть. Он пытается быть независимым от внешних влияний, которые могут сделать его несвободным, и даже лишить его власти, но не может избежать влияний внутренних, идущих из-под сознания, при помощи которых низшая природа управляет им. Конечно, она создаёт и всевозможные внешние проблемы, принуждая человека быть в определённых состояниях и действовать адекватно обстоятельствам. Оказавшись в полной зависимости и от внешних обстоятельств и от внутренних потребностей, желаний и различных эмоциональных состояний, человек принимает решение действовать в том направлении, которое, как ему кажется, наиболее правильно в складывающихся обстоятельствах, а в действительности, к этому решению его подталкивала низшая природа. «Мне дана власть над этим миром…», говорил сатана, искушая Иисуса Христа. Он обещал дать эту власть Ему, если Он, падши, поклонится ему (сатане). Можно быть уверенным, что власть в этом мире раздаётся сатаной, за редким исключением, только тем, которые служат ему. Исключением являются те, которые жертвуют собой ради своего народа.

Как внешняя, так и внутренняя власть  имеет свой спектр. На низших уровнях сознания она основана на страхе, насильственна и откровенно эгоистична, т.е. всё делается для себя и всё должно нести выгоду. Следующей особенностью такой власти является стена лжи, которой она отгораживается от своих подвластных, создающих властной элите богатства. Третьей особенностью является распределение материальных благ между теми, кто трудится внизу социальной пирамиды и производит материальные блага, и теми, которые сосредоточились вокруг вершины социальной пирамиды. Те, которые создают материальные блага, получают столько, сколько необходимо для их выживания, а те, которые расположились вокруг вершины социальной пирамиды, сосредотачивают в своих руках львиную долю всех созданных материальных благ.

На более высоком уровне сознания  власть проявляет себя менее насильственно и в своих взаимоотношениях с подвластными использует и «пряник». Внешне это выглядит как забота о подвластных людях. Стена лжи, отделяющая верхнюю часть социальной пирамиды от нижней, кажется более размытой, но, тем не менее, остаётся непрозрачной, а распределение материальных благ происходит в соответствии с индивидуальной значимостью тех, которые находятся на олимпе и приближённые к нему, и тех, что копошатся у его подножия.

На стене лжи, разделяющей социальные пирамиды человечества, крупными буквами написано: «мы с вами едины, и стена не разделяет нас, но объединяет». В подтверждение этого единства в эфире постоянно показывают заботу о тех, которые выживают там, внизу у подножия Олимпа.

Человечество производит и потребляет не только материальные блага, но, возможно, более значимым является производство и потребление информации. Материал этой информации с успехом используется для производства психологических и социальных масок, которые являются своеобразными виртуальными улучшенными копиями реальности. Подвластные – это те, которые находятся на нижних уровнях социальной пирамиды, или у подножия Олимпа, в своей подавляющей части не способны видеть разницу между информационными масками, в которые одета реальность, и самой реальностью. Они почему-то считают, что форма, изготавливаемая из информации, соответствует содержанию, хотя это почти всегда не так. Поэтому у «Олимпийцев» высоко ценятся и хорошо оплачиваются технологи, участвующие в производстве масок и распространители этих масок среди всего подвластного Олимпу человечества. И чем чаще демонстрируются маски, и чем более они эмоционально окрашены и необычны, тем больше они вызывают доверие у тех, перед кем они демонстрируются.  Кстати, всевозможные обещания, деньги, ценные бумаги, различные награды – всё это социальные маски, обозначающие возможную реальность, но которая может быть какой угодно. Обещание может остаться на словах, деньги обесцениться, ценные бумаги превратиться в макулатуру, а награды в лучшем случае остаться только памятью о прошлом.

Человек, живущий в информационной реальности, постепенно теряет свою внутреннюю определённость, которая всегда была для него опорой. Определённость подобна острову, вокруг которого в различных направлениях устремлены информационные потоки, сгруппированные в маски. Но, к сожалению, большинство людей не имеют острова, с которого они могли бы видеть истинную суть нескончаемых потоков информационных масок, привлекающих, соблазняющих, обещающих и обманывающих. Потому что эти потоки вращаются вокруг воронки, втягивающей в себя всё, что оказалось под властью информационных масок. И от захваченности этими потоками – нет возврата. Интересно, но люди, захваченные этими потоками, осознают себя свободными до тех пор, пока не сопротивляются увлекающим их потокам масок, пока признают эти маски реальностью, и не пытаются заглянуть в действительную реальность, скрываемую масками. Современного человека будет вернее назвать не гомо сапиенсом, а гомо информатикус. И хотя физика считает, что информация противостоит энтропии, но это, вероятно, касается той информации, которая отражает действительную реальность, а не иллюзорную.

Есть более высокие части спектра власти, в которых вместо потоков ложных масок, скрывающих позади себя действительную реальность, используются реальные знания, и каждый человек в этой реальности может занимать своё место вполне осознанно. Шри Ауробиндо сказал, что этим миром правят необходимости и это действительно так, но любая необходимость, в какой бы форме не преподносилась человеку, является насилием, которому человек должен подчиниться, иначе он вступит в конфликт с реальностью. Но когда человек находится в потоке реальных знаний, в которых нет двусмысленности и лжи, то он это осознаёт как полную свободу в своих взаимоотношениях с действительной реальностью. В таком случае власть выполняет функцию дирижёра в оркестре действительной реальности мира. В этом «оркестре» каждый человек знает не только свою партию, но и всю партитуру, частью которой является его исполнение.

Но это будущее наступит тогда, когда человек перестанет быть инструментом эго, и не будет находиться под управлением сил низшей природы. Информационная фаза, в которую вошло современное человечество, является переходной, после которой в человеческих взаимоотношениях будет всё больше преобладать знание истины, а кружащиеся в вихрях потоки ложной информации, сменяться широким и спокойным потоком истинных знаний. Это не могло произойти раньше, так как всё, что должно быть трансформировано и удалено, прежде должно быть проявлено. Человечество подошло к пределу, за которым начинается восхождение его сознания. И на этом пути очень важной является власть человека над самим собой.