Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛЮДЕЙ

Петр Зорин

У каждого человека есть своё внутреннее виртуальное пространство, которое у некоторых людей может быть бесконечно малым, у других же бесконечно большим. В таком внутреннем пространстве каждый человек имеет свою вселенную. В этой внутренней виртуальной вселенной отражена вся известная человеку реальность окружающего его мира, и в этой отражённой реальности находится отражение и самого человека. Но, всё отражённое в человеке, только в какой-то степени соответствует оригиналу, потому что каждый человек, окружающую его реальность мира преломляет через свои генетические особенности и полученный им жизненный опыт. И это касается не только той реальности, с которой он взаимодействует, или о которой он хоть что-то знает, но и его самого. Во внешнем мире человек воспринимает только то, что отражено в его внутренней вселенной. И, конечно же, его восприятие и отношение к воспринятому, всегда в какой-то мере неадекватно воспринятой реальности и соответствует индивидуальным особенностям человека в период восприятия и взаимоотношения.  Можно сказать, что каждым человеком в процессе его жизни создаётся своя внутренняя индивидуальная трёхмерная карта мира, с которой человек сверяется при любых взаимоотношениях с окружающей его реальностью. На этой трехмерной карте все объекты «окрашены» в свои психологические индивидуальные цвета значимостей, которые определяют позицию человека при его взаимоотношениях с внешней реальностью. Кроме того,  на взаимодействия человека с внешним миром оказывают влияния его влечения и стремления и ответные его реакции на внешние необходимости. По крайней мере, в такой последовательности это происходит у обывателей.  Центральное положение во внутренней вселенной человека занимает либо его собственная виртуальная копия, и тогда вся внутренняя виртуальная реальность служит ему, или какая-либо значимость, которую, в таком случае, обслуживает человек. И эта внутренняя структура определяет внешнее поведение человека. При этом, очень большое значение имеет эмоциональная атмосфера внутренней виртуальной вселенной, которая может радикально изменить позиции человека при взаимоотношениях с внешней реальностью.

Человек многоплановое существо, и поэтому его внутренняя виртуальная вселенная содержит в себе не только то, о чём мы здесь уже говорили, но и различные влияния всевозможных планов сознания, силы которых могут не только индуцировать в человеке различные состояния и побуждения, но и при недостаточно прочной «оболочки околосознания», как называла её Мать Мирра, проникать непосредственно сквозь неё во внутреннее виртуальное пространство человека и формировать в нём состояние готовности к определённым действиям и побуждать человека к их реализации. При этом происходит изменение сознание человека, его эмоционального состояния и отключается его способность критически относится к своему поведению. Поэтому такое состояние называется одержимостью, которое одних людей делает героями, других преступниками, а третьих самоубийцами. Человек становится одержимым тогда, когда его способность осознавать себя и своё поведение замещается сознанием сущности, которая заняла центральное место в его внутреннем виртуальном пространстве, заменив собой его виртуальную личность. Ум человека, являясь инструментом эго, в подобного рода эпизодах, кроме случаев самоубийства, чаще всего оправдывает поведение человека, вызванное захваченностью, потому что эго обычно защищает свою непогрешимость, находя причину событий в ком-то другом. Но состояние захваченности возникает не только тогда, когда сущность какого-то плана сознания внедряется в виртуальное пространство человека, так как человек всегда чем-то захвачен в период своей деятельности, просто степень захваченности может быть различной. Различные эмоциональные захваченности, которые человек может осознавать, контролировать и даже противостоять им, меняют только эмоциональную атмосферу внутренней виртуальной вселенной, отсюда происходят изменения смысла значимостей и, соответственно, отношение к ним – что-то становится важным, хотя прежде было безразличным, а что-то, прежде привлекательное, отвергается. Без захваченности, хотя бы в малой степени, человек не способен чем-либо целенаправленно заниматься.

Но для того, чтобы это стало возможным, необходимо во внутреннем виртуальном пространстве создать необходимую для деятельности структуру. Например, мнение человека о чём-либо формируется на основе имеющегося материала в его внутреннем пространстве. Можно представить такую сказочную картину: ходят в звериную школу всевозможные лесные и полевые зверята. Среди них множество молодых птиц, самых различных видов, только нет среди них детей из рыбьего царства, потому что воздухом дышать не могут. Но у них есть свои школы и свои мудрые учителя. И вот однажды всем зверятам и птицам было дано на дом сочинение, в котором они должны были рассказать о том, что такое лес. У каждого из них был свой опыт в познании леса, который они старательно изложили в своих сочинениях. Крот рассказал всё, что рассказывали ему о лесе его родители, да и сам он кое-что успел узнать за свою короткую подземную жизнь. Белка написала очень интересное сочинение о том лесе, который даёт ей и кров и пищу. Молодой орёл, который уже познал радость полета, так же написал замечательное сочинение о лесе. Действительно, ему было что рассказать интересного, потому что он уже успел увидеть то, что далеко не для всякой даже летающей братии доступно. И даже жук-короед написал о лесе своё небольшое, но очень эмоциональное сочинение. Когда все ученики принесли свои сочинения и начали обсуждать свои знания по заданной на дом теме, то поднялся невероятный гвалт. Каждый из сочинителей считал, что его знания о лесе наиболее полные и правильные, а все остальные – поверхностные и надуманные. Но учитель – старый мудрый филин, остановил шумное противостояние, заявив, что в своих сочинениях каждый высказал своё мнение о лесе, которое не является знанием, но только частью его, приблизительное знание они выразили все вместе, полного знания ни у кого нет. Даже я, старый филин, проживший столько лет в лесу, о нём знаю очень мало.

Человек так же строит свои мнения из того материала, который он имеет. И не только из того, который он намеренно приобретает, читая или слушая, но и из того, который входит в него исподволь, незаметно, в виде кратких и лёгких эмоциональных состояний, обрывков каких-то образов, едва ощутимых отношений, к тому, на что человек  обращает своё мимолётное внимание, возможно, неосознаваемое желание или отвержение. Всё это, появившееся во внутренней вселенной человека никуда не уходит и не разрушается, но оседает в глубинах подсознания, чтобы однажды быть использованным в построении модели отношений с внешней реальностью и отношения к самому себе.

Необходимо, чтобы внутреннее пространство человека, небыло бессистемной свалкой отходов низшей природы в человеке. И, поэтому, важной частью внутренней работы является осознание в себе появляющихся, при взаимоотношениях с внешней реальностью, всевозможных обрывков мыслей, желаний, образов – эмоциональных и зрительных, каких-то побуждений, которые не имея достаточно силы, способны только как едва осознаваемая тень появляться и исчезать перед сознанием.

Но для того, чтобы такого рода осознавание, происходящего во внутреннем мире, стало возможным, человек должен научиться жить одновременно в двух мирах – внешнем и внутреннем. Именно это имел в виду Шри Ауробиндо, когда говорил что надо «жить изнутри». Можно сказать, что «жить изнутри» – это постоянно осознавать любые намерения – ментальные, витальные и физические, которые возникают у человека при взаимоотношениях с внешним миром. Это осознавать всевозможные, даже незначительные состояния, которые возникают в нём по любому поводу. И кажется, что это совершенно невозможно, так как основное внимание человека, в период бодрствования, постоянно направлено во внешний мир. Но если человек решил быть адекватным при взаимоотношениях с людьми, если он, оглядываясь на прошлые события, в которых он участвовал, стремится осознать свою адекватность или, напротив, неадекватность своих отношений, и всё это делает постоянно, то однажды он осознает, что при общении с другими людьми, он начинает осознавать свою внутреннюю речь, прежде чем она будет произнесена вслух – то же самое касается и различных его действий при взаимоотношениях с реальностью мира. При этом у человека постепенно формируется способность жить в двух мирах – внутреннем и внешнем. Для Шри Ауробиндо эта способность была частью его внутренней работы. О нём так и говорили, что он одновременно живет в двух мирах. В начале формировании в человеке этой способности – жить в двух мирах, возможность сознания расщепляться на две части – внутреннюю и внешнюю, происходит как бы сама собой и продолжается какое-то время, в дальнейшем это состояние сознания становится для человека естественным и постоянным. И в этот период человек может осознать, что его внутреннее пространство содержит в себе многое, что совершенно не соответствует его духовному намерению. Мало того, он может осознать, что поток подобного рода всевозможных несоответствий продолжает проникать в его внутренне пространство, загрязняя его. И ещё он может осознать, что его общая картина мира и отношения с окружающей его реальностью во многом зависят от качества того что содержится и поступает в его внутреннее пространство. Фактически внутреннее пространство это внутренняя реальность человека, состоящая из познанного, познаваемого и непознанного. Последнее постоянно ускользает при приближении к нему человека с намерением осознать его. Эти три части реальности внутреннего пространства можно ещё назвать как осознанное, подсознательное и неосознанное или несознательное человеческого сознания. И в этот период внутренней работы искатель начинает осознавать необходимость внутреннего очищения и упорядочивания всего содержимого внутреннего пространства.

 

Опубликовано