ОБ ИДЕЯХ ДОБРА И ЗЛА

 

Во-первых, что такое добро и зло? Если говорить о конкретных проявлениях добра и зла, то мы можем получить взаимоисключающие оценки одного и того же события или действия или же каких-то обстоятельств. И тогда мы придём к мысли, что любые обстоятельства следует оценивать, исходя из индивидуальных отношений к ним людей. И существует огромное количество случаев, которые не поддаются оценке с позиций добра и зла. Следовательно, необходимо рассматривать идею добра и зла с позиций полезности и необходимости с одной стороны и с позиций насилия и деградации – с другой. Но это только в пределах этого проявленного мира с его значимостями. В тех же случаях, когда речь идёт о духовной работе, то добром является всё, что способствует эволюции сознания и злом – всё, что препятствует ей. Но может оказаться так, что то, что является для человека – обывателя злом, для искателя будет добром. Но рассмотрим некоторые проявления принципов добра и зла для человека, живущего интересами проявленного мира, и для того, кто следует внутренним путём.

Начнём с родителей, воспитывающих своего ребёнка. Если он является центром их любви и внимания и всё воспитание своего наследника будет сводиться ими к служении ему, в котором они будут выполнять все его прихоти, то из такого малыша в дальнейшем вырастет эгоист. Такой наследник будет  ждать от родителей всевозможных благ и тогда, когда они будут находиться в преклонном возрасте. И они станут ненужной обузой, когда в связи их возрастной немощностью, они не смогут удовлетворять его потребности в благах.

Масару Ибука в своей книге: «После трёх уже поздно» говорит: самое главное занятие для родителей – это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми? С самого раннего возраста, когда ребёнок уже научился ходить необходимо воспитывать в нём чувство единства со своими родителями, и если есть у него братья и сёстры, то и с ними. Единство воспитывается только при совместной работе в домашнем хозяйстве. Но к единству между собой должны стремиться и взрослые люди, что становится возможным только при приятии другого человека таким, каков он есть, и в то же время, при взаимоотношениях каждый человек стремится быть ненавязчиво полезным для другого человека.

Когда мы говорим о добре при воспитании или при самовоспитании, то вначале должны обращать внимание на качества полезные всем людям, например, – волю, способность видеть отдалённые результаты своей деятельности, что предполагает ответственность за свои слова и поступки, честность, чувство справедливости, верности, не насильственность, восприимчивость, внутреннюю упорядоченность. Проявления всех этих качеств можно назвать добром для человека, так как они будут способствовать его успешности и во внешнем мире и при внутренней работе на духовном пути. Но у каждого человека есть и его индивидуальные проявления добра, которые он проявляет при своей деятельности, оно может быть выражено в искусстве или науке и в отношении всего, с чем человек взаимодействует.

Зло, как и добро, для людей, живущих в проявленности этого мира, всегда субъективны, потому что каждый человек индивидуально оценивает всё происходящее, как в мире, так и с ним самим. Но в любом случае, зло всегда деструктивно. И в то же время добро и зло – это две стороны медали одного целого, без которых никакое взаимодействие и изменение невозможны. Поэтому, всё происходящее в мире, каким бы деструктивным оно ни было имеет свою цель, которая, в конечном счёте, является необходимым звеном в Божественной эволюции сознания.

Если рассматривать с духовных позиций, всё происходящее в проявленном мире, то все события и любые состояния, переживаемые человеком, являются только средствами, которые Божественный использует в своей бесконечной работе. И тогда, всё, что происходит в мироздании – не является ни добром, ни злом.

 Человек, идущий духовным путём, подобен альпинисту, восходящему к бесконечно удалённой вершине. И с каждым шагом его восхождения перед ним раскрываются всё новые горизонты знания и понимания смысла происходящего в реальности мира. И то, что для него прежде было очень важным и ценным, с более высоких позиций, воспринимается как мелкое и малозначимое. Трагедии ведут к величию, а величия к деградации. Поэтому, любые оценки, которые даёт человек происходящему там внизу, по мере восхождения сознания – переоцениваются, приобретая иногда противоположные значения. Чем выше поднимается человек по спектру сознания, тем всё более расплывчатыми становятся пределы добра и зла и, наконец, человек начинает понимать, что все его оценки – субъективны и для Бога существуют только средства, которые Он использует на путях своей бесконечной эволюции. Все разделения на противоположности реальности мира, в том числе и на добро, и зло, необходимы только вначале пути человека, ведущему к бесконечному совершенству. Но и в этом случае человек должен иметь свою индивидуальную позицию, которую ему определяет его Божественная душа – Психическое существо.