Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПРЕЛОМЛЕНИЕ ИСТИНЫ ВО ВНЕШНЕМ МИРЕ

Петр Зорин

 

Истина, в которой пребывает Божественный, едина. Приближаясь к мирам низшей сферы она делится на спектр, части которого доступны осознанию человеком и мы их называем познаваемое, другие не доступны, и это непознаваемое. Во Вселенной не существует познанного, которое должно бы являться частью познаваемого. За период существования человечества, множество раз менялось представление о мире и каждый раз, когда появлялся новый взгляд на мир, прежнее представление о мире отбрасывалось. Поэтому, то, что мы сегодня называем познанным, со временем будет отброшено, как ошибочное.  Рассмотрим некоторые из познаваемых частей спектра истины:

 

1. Божественная любовь и сострадание.

 

Состояние Божественной любви человек может осознать в своем сердце как счастье, радость, нежность, свет, улыбку, оно приносит творческое вдохновение, потому что суть божественной любви – это творчество, оно влечет человека к единству, самопожертвованию, потому что оно одновременно сострадание. Это состояние не обусловлено чем-то внешним и возникает однажды, как воды родника, пробившиеся из-под скалы. Эти воды пробились во внешний мир, потому что внутреннее усилие их было значительнее, чем твердость скалы, преграждавшей им путь. Божественная любовь, войдя в низшую сферу миров, разделилось на множество проявлений, которые реализуют себя и в жизни, продолжающейся в рождении потомства и в тех формах жизни, которые обречены быть хищниками. Именно этот вид живых существ является санитарами тех, которых они поедают, таким образом, отбирая менее пригодные формы жизни, которые не должны участвовать в воспроизводстве будущих поколений. И в этом проявляется Божественное сострадание. Эволюция жизни на Земле не возможна без Божественной любви, которая проявляет себя и в жизни и в смерти.

 

2. Вечность и мгновение времени.

 

Мгновение – это врата в вечность. Иногда мгновение рассматривается как наименьшую неделимую частицу времени. В действительности мгновение – это щель в потоке времени. Если представить, что время состоит из потока мгновений, то вечность – это субстанция неподвижная и неизменная, заполняющая собой всю бесконечность мироздания, по которой текут потоки времени. Эти потоки, не взаимодействуя, пронизывают один другого, рождаясь из вечности и уходя в вечность. Все сущее проявляется во времени, потоки которого текут с неодинаковой скоростью. Я сказал «текут», в действительности поток времени иллюзорен, потому что существует только вечность. То, что люди воспринимают как время – это только волны, бегущие в океане вечности, сам же бесконечный океан остается неподвижным и неизменным в берегах своей вечности. Но сравнение с волнами океана - это только метафора, потому что волны времени существуют не на поверхности океана вечности, а пронизывают его в разных направлениях и с разной скоростью, оставляя его неподвижным. Все виды жизни на Земле существуют в волнах своего времени, которое человек определяет как продолжительность жизни. И когда мы говорим о многих мирах, сосредоточением которых является Земля, то это ни что иное, как волны времени различной частоты, бегущие в различных направлениях. Поэтому мы можем говорить о том, что в различных мирах время течет с неодинаковой скоростью и бестелесные формы жизни, обитающие в этих мирах, в связи с этим, имеют не одинаковую продолжительность жизни. В проявленном мире на Земле, все миры, окружающие нашу планету, имеют своих представителей и поэтому Землю можно сравнить с гостиницей, в которой одновременно живут народы различных рас и национальностей. Поэтому, с позиций человеческого времени, все виды жизни на земле имеют свою продолжительность существования. Но если бы человек имел возможность входить в различные потоки времени, что равносильно вхождению в различные миры, то он обнаружил бы, что его восприятие продолжительности жизни живых существ слишком субъективно. Например, с позиции комара или бабочки однодневки время жизни человека исчислялось бы многими веками, если не тысячелетиями и в то же время, с позиции какой-либо долгоживущей сущности жизнь человека была бы равна нескольким мгновениям. Но человек может воспринимать только то, что существует в его времени. Вполне возможно, что картина мира в других временах, не похожа на уже привычную для нас вселенную. Возможно, там другие звезды и другая земля и все, что сейчас мы воспринимаем на ней, ничего общего с той реальностью не имеет. Именно время, скорость и направление которого определяется ветром вечности, является не только переносчиком энергии, необходимой для существования всего сущего, но и поддерживает жизнь и сознание в ней и одновременно, время является переносчиком фантомов жизни и смерти для каждого живого организма или сущности, будут ли это боги или асуры. И в то же время волны вечности несут в себе знания будущего всей бесконечной эволюции непостижимого Бога. И все это совершается в Нем, не имеющем пределов и времени.

 

3. Бытие и небытие.

 

Идея бытия и небытия – не однозначна. Одни люди видят в бытии обычную жизнь с ее началом и концом, которую можно назвать хорошей или плохой, интересной или не очень. Под бытием понимают еще и существование Вселенной такой, какова она есть в ее проявленном и непроявленном состояниях.

Но что же тогда небытие? Когда человека нет, потому что он умер или что-либо еще? А наше прошлое, в котором нас уже нет – это тоже небытие, или, все-таки, прошлое небытием не является, так как мы его помним? Но разве мы не помним тех, которые жили до нас, и нас будут помнить наши потомки? Память – это фантомы реальности, которые могут содержать в себе знание и о той реальности, которая есть в настоящее время и той, которая была в прошлом. И это уже не является небытием, тем более, что фантомы такого рода могут оказывать действенное влияние на ныне живущих людей. я не имел в виду каких-то привидений, которые, возможно, живут среди нас. Фантомы прошлого оказывают на нас влияние уже своим присутствием в нашей памяти. Более того, можно сказать, что все наши знания, которые мы получили от родителей и при обучении за пределами родительского дома, тоже являются фантомами, отражающими реальность этого мира. Существует целый океан фантомов, которым пользуются люди, вылавливая из него то, что для них является необходимым в данное время или же в будущем. Люди – носители фантомов, рождаются, впитывают нужное количество необходимых для своей жизни фантомов и умирают, освобождая то, что прежде было для них руководством к действию. В этом смысле люди похожи на земляных червей, которые пропускают через свой пищеварительный тракт землю, точнее, проедают в ней норы, усваивая из нее те вещества, которые необходимы для их жизни, а потом умирают. Разве мы, люди, не делаем то же самое, только на другом, более высоком уровне? Конечно, после себя люди оставляют этот океан фантомов несколько другим, но это мало что меняет, потому что человек продолжает понимать под небытием смерть своего физического тела, предполагая, что вместе с ним умирает и его индивидуальность. Если умерший человек сохраняется в памяти других людей, то об этом можно сказать, что он оставил след в их памяти, состоящий из фантомов. А для самого человека, который умер, наступило ли состояние небытия, которое можно охарактеризовать не только как полное беспамятство, но и отсутствие своей индивидуальности. Но и это еще не все, потому что в этом случае может сохраниться осознание «я – есть». Такого рода осознание, не только не имеет индивидуальности, но оно ещё не имеет ни какого отношения к той реальности, которая окружает его. Отношение к окружающей реальности всегда содержит в себе оценку этой реальности, а у «я – есть» такой оценки не существует. Такое состояние можно сравнить с неподвижным взглядом, направленным в «никуда», он, этот взгляд не может быть направлен вовнутрь себя, так как «я – есть» – это математическая точка, не имеющая размера. При состоянии небытия даже такого восприятия самого себя не может быть. Должно быть полное растворение сознания, даже если прежде оно было равно математической точке. Кстати, опыт восприятия неживых объектов свидетельствует, что они воспринимают окружающий их мир, но в них нет не только индивидуальности, но и «я – есть». Может быть, именно это состояние и есть небытие? Нет, это не может быть небытием, так как все-таки сохраняется способность воспринимать реальность, правда такое бытие безличностно, а восприятие реальности – не содержит в себе никакого отношения к этой реальности. Исследуя сознание точки, в которой сохраняется эффект существования, проявляющий себя в «я – есть» и сравнивая сознание неживых объектов, которые способны воспринимать реальность, но безличностно и безотносительно, можно с уверенностью сказать, что во Вселенной нет небытия, а то что люди называют небытием, в действительности порождено пеленой неведения, за пределами которой существует другая, еще непознанная реальность.

Но все же существует отличие точки или атома сознания, которое содержит в себе «я – есть» и такого же атома сознания неживого объекта, в котором отсутствует это «я – есть». Эти отличия связаны с тем, что точечное сознание в первом случае относится к потоку жизни, а во втором – к потоку смерти. другими словами, жизнь отличается от смерти только тем что сознание элементов потока смерти не осознают свое собственное существование. Но не могут эти два потока – жизни и смерти существовать изолированно друг от друга и, будучи восприимчивыми и внимательными, мы осознаем места перехода жизни в смерть, а смерти в жизнь. Другими словами, смерть является почвой, на которой произрастает жизнь и наоборот, жизнь является средой, дающей пищу смерти. Исходя из этого, можно сделать вывод, что должна быть форма существования, занимающая промежуточное положение между жизнью и смертью, которая является ни тем и ни другим, и она должна питаться минералами, а в дальнейшем служить пищей для различных проявлений жизни на Земле. К этой группе мы должны отнести некоторые растения и раз-личную микрофлору, – так в 1 грамме почвы живут около 3-х млрд. одноклеточных организмов. Но должны быть и те формы существования, которые питаются жизнью или же тем, что прежде принадлежало жизни, – это паразиты и хищники.

Итак, есть формы существования, которые из элементов минералов создают более сложные формы жизни, и есть такие формы существования, которые сложные формы жизни превращают в менее сложные и даже в элементы минералов. Небытия в каких бы то ни было формах – не существует. На человеческом уровне – это переход от одной формы существования к другой.

Интересно, в человеческом обществе, на социально-психологическом уровне, происходят те же самые процессы, имеющие отношение к потокам жизни и смерти. В первом случае, происходит усложнение структуры человеческого общества, направленные на его объединение. Скрепляющим фактором в этом процессе являются культура и история народа, его обычаи и традиции. Такой народ превращается в единый организм, со своим внешним и внутренним иммунитетом от всевозможных вторжений на любом уровне, в котором каждая клетка действует на благо всего организма. Во втором случае, происходит распад прежде единого национального или государственного организма

Такого рода процесс распада можно сравнить с взаимодействием паука, имеющего дистантное пищеварение и жертвы. Не имея возможности жевать добычу, такой паук впрыскивает в неё пищеварительные соки, и все органы жертвы перевариваются до элементарного состояния – аминокислот. После чего пауку остается только высосать получившийся бульон. То же самое происходит и в современном социальном мире – паразиты впрыскивают всевозможные разрушительные идеи в какой-либо народ. Для этого извращается история народа, опошляется его культура, все великое низводится до незначительного или же совсем умалчивается, и народ перестает существовать как единый организм, теряет свой, как внешний, так и внутренний иммунитет и превращается в пищу для хищников и паразитов.

Но, все-таки, что же такое небытие, если даже минералы имеют сознание, правда, на атомном уровне оно не имеет индивидуальности, которая возникает на стадии более сложных структур. Небытие – это отсутствие всяких проявлений жизни и осознания какой бы то ни было реальности. Состояние небытия возникает у тех людей, сознание которых, войдя в состояние блаженства нирваны, растворяется в нем. Но это происходит только с сознанием человека, но ни с его психическим существом, которое бессмертно.

 

4. Бесконечность и точка.

 

Прежде чем говорить о конечном и бесконечном, вначале нужно определить смысл идеи конечного и бесконечного. Можно говорить о кольце, которое не имеет ни начала, ни конца. Еще интереснее лента Мёбиуса, которая имеет только одну сторону и которая так же бесконечна. Возможно, правильнее было бы говорить о беспредельности, которая радикально отличается от любых объектов, имеющих пределы. Во-первых, беспредельность невозможно делить, следовательно, она не имеет времени, потому что есть только два способа деления – на прошлое и будущее и на какие-либо части, считая себя началом отсчета. Пределы всегда определяются краем или концом чего-то одного и началом другого. Ну а если этого другого нет? Если бесконечность равна точке? Здесь следует напомнить открытие кварков, которое было сделано ленинградским физиком Фридманом в 1924 году и только намного позже подтвержденное в физических лабораториях других стран. Кварк – это не только мельчайшая частица субатомной реальности, но и целая вселенная, по размеру подобная той, в которой мы живем. Эти частицы, которые имеют внешние размеры сопоставимые с математической точкой, имеют  другие внутренние размеры, сопоставимые с бесконечностью – эти кварки назвали в честь физика Фридмана фридмонами. И если бы, какому то сумасшедшему физику удалось бы раскрыть кварк, то это стало бы катастрофой для нашей Вселенной, так как бесконечная энергия кварка, или точнее, бесконечная энергия вселенной, заключенной в кварке, с ее галактиками и звездами, вокруг которых вращаются планеты, возможно, с разумной жизнью, встретилась бы с такой же беспредельной вселенной, в которой живем мы, люди. Зная это можно утверждать, что пространство бесконечности – это иллюзия. При определенных условиях эта бесконечность может быть ускользающе малой точкой. Кто знает, возможно, за пределами нашей Вселенной, которую мы воспринимаем как беспредельную, в одной из физических лабораторий трудятся физики в белых халатах, которые сумели открыть очередной кварк, который и является внешней оболочкой нашей Вселенной.

 

 

5. Абсолютное и относительное.

 

У Бога нет ничего относительного, все множество его проявлений – абсолютно, но с позиций каждого из его проявлений вся Вселенная состоит из всевозможных форм, которые относительны. Это связано с тем, что все проявления реальности существуют в мирах разделенности, ограниченных неведением. К сожалению, человеческий язык является инструментом отношений в мире относительности,  и может выражать только ее. И когда мы говорим о языке богов или асуров, то, как бы могущественны они ни были, их язык может выражать только относительность, потому что они так же только малая часть Божественного проявления. С Божественных позиций каждое Его творение – единственное в своем роде и поэтому не подлежит какому-либо сравнению. Но человек, окруженный уникальными Божественными творениями, не осознает их исключительности, потому что его ум и сознание являются частью того мира, в котором он живет. Уникальность состоит в том, что в каждом существе и каждой сущности, даже в том случае, когда они имеют внешнее сходство, проявлены те возможности, которых нет ни в каких других проявлениях. То, что человек воспринимает как сходство, в действительности только поверхностная форма, в которой раскрываются индивидуальные Божественные возможности. Но человек, имея поверхностный ум, не может осознать уникальности каждого существа, он может только сравнивать, и это приводит к тому, что все проявления реальности для него становятся относительными. Если осознать с божественных позиций человеческую речь, то легко можно увидеть, что знания не нуждаются в оформлении его в слова, потому что они являются бесконечным потоком, несущим в себе всю проявленную и не проявленную реальность Вселенной. Человек, живущий в мире относительности, не может стать частью этих знаний. Он вынужден отделять от них ту часть, которая доступна ему, и оформлять ее в символы, этим самым, заключая текучесть знаний в жесткие формы, что приводит его к потере единства с бесконечным океаном знаний. Фрагменты знаний, заключенные в символы, превращаются в информацию, которая очень часто, заменяет человеку истинные знания. Человек способен оперировать только тем, что относительно и заключено в форму.

Бог – это источник и бесконечный поток возможностей, каждая из которых являет собой одну из бесчисленных граней бесконечного, постоянно проявляющегося совершенства. Бог – это абсолютное совершенство, восходящее по спирали совершенства. И когда человек видит относительность всего, то это свидетельствует о том, что у него впереди еще долгий путь к вершинам совершенства абсолютного.

Вселенную можно представить как бесконечную пирамиду, разделенную на множество уровней бытия. И каждый из них отделен от следующего более высокого уровня пеленой неведения. В действительности этой пеленой неведения является неспособность к восприятию более высокой ступени реальности теми, которые находятся на предыдущей ступени. Если быть более внимательными к той реальности, в которой живет человек, то можно осознать, что каждый человек отделено от другого и ото всего, что его окружает такой же своеобразной пеленой неведения.

Человек живет точно в скафандре, предохраняющем его от растворения в окружающем пространстве. С реальностью он находится в контакте через свои органы чувств, а судит об этой реальности, опираясь на логику ума. Но его логика основана на количестве осознанных фактов и связях между ними, что почти всегда очень далеко отстоит от действительной реальности. Таким образом, восприятие мира и самого себя человеком относительны, и при существующем уровне его сознания, эта относительность еще долго будет оставаться для человека абсолютной. Но если смотреть с вершины пирамиды в направлении её основания, то можно увидеть, что неведения не существует, и вместе с ним не существует относительности. В этой метафоре с пирамидой – основанием её является самая низкая часть спектра Вселенной, а вершиной этой пирамиды – самая высокая часть её спектра вибраций. Каждый человек способен воспринимать только ту часть реальности, которая соответствует его части спектра. Люди относительно одинаково воспринимают мир только потому, что в каждом человеке есть то звучание вибраций своего спектра, которое созвучно всему человеческому роду на Земле. Человека можно сравнить с приемником, который настроен на одну определенную частоту, хотя он имеет возможность воспринимать весь спектр вибраций Вселенной, но для этого необходимо раскрыть свои возможности восприятия реальности. Это и является целью людей, идущих духовным путем.

 

6. Эволюция, и деградация

 

В реальности деградации не существует, и только наша человеческая близорукость или же неведение может говорить о деградации чего-либо. Рассмотрим несколько примеров, в которых с близоруких позиций можно увидеть деградацию. Один полный цикл работы сердца можно разделить на три части. Одну треть времени следуют сокращения друг за другом предсердий и желудочков. Затем две третьи времени сердце отдыхает, потом следует очередной цикл. Если быть очень близоруким (речь идет об уме, а не о глазах), то, когда закончился цикл сокращений и сердце на две третьи времени расслабилось, нам нужно придти в состоянии паники – сердце остановилось! В действительности все во Вселенной протекает циклически, волнообразно и каждый спад – это в одних случаях накапливание энергии для следующего подъема, в других – отбрасывание или разрушение того, что уже выполнило свое предназначение. Человек рождается, в течение его жизни истинное «Я» получает необходимый для своего роста опыт, и когда возможности человека давать этот опыт истекают – тело отбрасывается – человек умирает. Можно привести пример Поля Брега, который прожил более 90 лет и, имея молодое тело, погиб, потому что его истинное «Я» получило необходимый опыт. Можно привести пример процесса, в котором участвует все человечество. На современном этапе его эволюции, когда богом для людей стали деньги, все высокое, духовное разрушается, нарастает агрессивность и отдельных людей, и целых народов, и государств, взаимоотношения между которыми происходят с позиции силы. Все это приводит к мысли о закате человечества. Но на самом деле такого рода спад – это следствие эволюционного процесса, в котором все, что не пригодно для следующего эволюционного шага, должно проявиться в полной мере и быть трансформированным, уступая место для нового, более совершенного человечества. Похоже, что современное человечество накопило в себе слишком много негативного, сохранившегося с древнейших времен, и многим людям кажется, что в опускающемся на Землю мраке нет никакого просвета. Но Шри Ауробиндо говорил, что ночь перед рассветом особенно темна. И можно быть уверенным, что в сегодняшнем человечестве уже прорастают семена нового человечества, в котором не будет мрака лжи и насилия, свойственных человечеству современному.

 

7. Бесформенное и форма.

 

 

Что такое форма и что такое бесформенное? Как первое, так и второе – относительны. Если под формой понимать определенность, которая может быть предсказуемой, измеренной, способной сохранять неизменность, содержащее в себе определенные характеристики, сохраняющиеся хотя бы какое-то время, то мы встретимся с чем-то абстрактным, потому что и бесформенное может иметь определенные качества. По-видимому, форма – это нечто внешнее, проявленное, а бесформенное – это непроявленное, неопределенное, не познанное, или непознаваемое. В дальнейшем, когда оно станет проявленным, оно, возможно, приобретет форму определенности. И это неопределенное может как-то воздействовать на нас, вызывать в нас какие-то состояния. Мы можем предполагать, каким это неопределенное может быть, и даже придать ему предполагаемую форму, которая позволит хоть как-то охарактеризовать его, превратить его в какую-то информацию, без чего невозможно что-либо говорить о нем. Бесформенное – это ещё не раскрытая, но уже раскрывающаяся возможность. Мы не можем определить то, что не имеет формы, и не только мы, люди, но и любая форма жизни, чтобы осознать, должна придти в соприкосновение с чем-либо в этом бесформенном, которое имеет хоть какую-то особенность, без чего невозможно сознательное взаимодействие с тем, что воспринято. Бесформенное не имеет определений до тех пор, пока кто-либо еще не воспримет его в своем опыте.

Знания всегда приближаются к человеку, как нечто бесформенное, неопределенное, едва прикасающееся к внешним или внутренним органам чувств, существующее за пределами языка. И даже тогда, когда эти знания откроются человеку в полной мере, они могут остаться бесформенными и неопределенными. Примером этому может быть любое эмоциональное переживание, любое качество какого-либо объекта. Если оно известно только одному человеку, то он не сможет описать его другому человеку, который никогда не имел такого эмоционального переживания или не был знаком с каким-либо его качеством. Если человек никогда не любил, никогда не испытывал чувства совести, ревности, зависти, то эти состояния и чувства будут для него бесформенными, неопределенными.

На духовном пути человек переживает множество разнообразных состояний, для описания которых, он вынужден использовать известный ему словарный запас, втискивая в форму слов что-то сходное, но в действительности, неадекватное этой форме переживание. Правильно его могут понять только те люди, которые сами прошли через подобный опыт переживания и тогда слова, которые используются для определения бесформенного обретут другой смысл.

Это одна из причин, почему люди, не имевшие соответствующих духовных переживаний, не понимают того, что говорят или пишут те, которые имели трансцендентный опыт.

 

Опубликовано