При любой деятельности, если одна однотипна и однонаправлена, вначале всегда происходит специализация, при которой формируются вначале отдельные фрагменты автоматизмов, которые в дальнейшем объединяются в комплексы, а те, в свою очередь, складываются в единую завершённую автоматическую систему. Большую часть своего времени человек проводит реализуя те автоматизмы, которые он сформировал в течение своей предшествующей жизни. И это не только автоматизмы какой-либо физической деятельности человека, но и автоматизмы отношений, автоматизмы эмоциональные на сходные внешние обстоятельства и всевозможные социальные автоматизмы, благодаря которым поддерживаются формальные отношения между людьми. В период какой-то части своей жизни, когда человек живёт в автоматическом режиме, человек не сознателен, но зато его активность в этот период наиболее рациональна и адекватна обстоятельствам, в которых человек находится. Но любые человеческие автоматизмы требуют единства действий человека и условий, в которых эти автоматизмы проявляются. Это единство понять можно, так как человеческие автоматизмы формируются в период взаимодействия человека с определёнными обстоятельствами.
Существует и более высокий уровень автоматизмов, в которых автоматическим взаимодействиям человека с реальностью предшествуют определённые эмоциональные состояниями, в их основе могут быть инстинкты, желания, побуждения и др. И могут быть различные эмоциональные состояния, возникающие в следствие каких-то действий человека, в которых активность содержит в себе значительную долю автоматизмов. К этой категории можно отнести различные азартные игры, компьютерные зависимости, и многие другие формы захваченностей. В таких случаях автоматическая физическая активность в сочетании с эмоциональным влечением, создают в человеке своеобразную однонаправленную личность, требующую от человека реализации сформированных прежде захваченностей. Поэтому компьютерным аддиктам, трудно противостоять влечению к компьютерным играм, а наркоманам, даже никотиновым, трудно отказаться от своей наркомании. Во всех этих случаях можно увидеть три части сформировавшейся в человеке моноличности, первая – управляющая, эмоциональная часть, которая побуждает человека к определённой деятельности, соответствующей приобретённым автоматизмам, вторая – сами, внутренние модели этих автоматизмов и третья часть – их реализация, которая реализуется при помощи физического тела.
У некоторых людей могут быть всевозможные социально-психологические взаимодействия со значимостями проявленного мира, ради беспредельного увеличения в себе чувства собственной значимости. Это люди, стремящиеся к почестям, славе, богатству, власти. Обычно у них есть определённая генетическая предрасположенность к значимости самого себя, что формирует в них соответствующие склонности, а затем и соответствующие внутренние стереотипы интересов, повышающих их значимость. И всё это облекается в соответствующие внешние формы взаимоотношений с реальностью мира значимостей. Над многогранными личностями таких людей довлеет, адекватная устремлённости их жизни – моноличность, которая только создаёт иллюзию многогранности, что сравнимо с чёрно-белой фотографией, имеющей много оттенков. Но все эти оттенки – производные чёрного цвета. Во всех подобных случаях, как только человеком овладевает внутренний фантом моноличности, имеющий определённую направленность, вся многогранность человека, всё его «многоцветье» уступает место чёрно-белой реальности, и вместо оркестра, исполняющего какое-либо произведение, мы слышим только бой барабана или же треск трещоток.
Однонаправленные личности периодически, а в некоторых случаях, постоянно, требуют для себя пищи, адекватной их направленности, они могут расти и даже полностью взять власть над человеком. Этими внутренними однонаправленными фантомами личности могут быть идеи, сформировавшиеся мнения, или какая-либо деятельность, имеющая своё начало и завершение. В основе этих внутренних однонаправленных личностей могут быть чувства, влечения, стремления и побуждения. Позади человеческого внимания всегда есть тот, кто управляет этим вниманием, а позади желания есть тот, кто желает или не желает. исследуя себя вы можете обнаружить в своей внутренней реальности множество однонаправленных личностей, каждая из которых ждёт своей очереди, чтобы проявить себя. Некоторые из этих моноличностей в человеке занимают привилегированное положение и используют человека для удовлетворения своих потребностей. В случаях духовной работы, которой человек может посвятить всю свою жизнь, однонаправленные моноличности стремятся все стороны человеческой жизни сделать более совершенными исполнителями своей воли, что, в конечном счёте, делает все грани человеческой личности однонаправленными и в то же время эти грани становятся всё более сосредоточенными и устремлёнными в направлении всё возрастающего совершенства.
Исследуя свои внутренние состояния, человек может осознать, что каждый раз, прилагая усилия, чтобы реализовать какие-то свои стремления, он этим самым формирует соответствующую стремлениям внутреннюю личность, которая в дальнейшем становится центром управления по реализации этих стремлений. И это происходит не только тогда, когда человек стремится к каким-то значимостям в этом проявленном мире, но и, например, при его стремлении к единству с другим человеком. То же самое можно сказать и об устремлённости человека на внутреннем пути.
Обратите внимание – человек во многом успешен в своей жизни, потому что в его сознании периодически формируются однонаправленные личности, специализирующиеся на реализации определённых намерений. Обычно, при формировании внутренней однонаправленной личности, вначале проявляется интерес к чему-либо, затем, оставшийся след реализованного интереса побуждает человека к повторной реализации. В дальнейшем к этому интересу добавляется соответствующее эмоциональное состояние, что приводит к формированию внутренней однонаправленной личности. Каждая, сформированная в сознании человека однонаправленная личность, как живое существо, стремится к своему выживанию и расширению своих возможностей, что может привести к полной оккупации этой моноличностью всего человеческого сознания, и тогда человек становится её рабом. Человек может преодолеть такое рабство, если у него есть ещё какие-то иные интересы, опираясь на которые он может противостоять побуждением такой моноличности использовать его для своих реализаций.