Человек только тогда станет «искателем» и встанет на внутренний путь, когда его Божественная душа – Психическое существо – в достаточной степени изменит его сознание и, этим самым, вложит в него спектр потребностей, выходящих за пределы значимостей этого мира. Это, обязательно, создаст в человеке состояние неудовлетворённости своей жизнью и тем, что прежде было его опорой и смыслом его существования.
Сознание обывателя полностью соответствует той части проявленного мира, с которой он находится во взаимоотношениях. Другими словами, сознание человека созвучно не только реальностям этого проявленного мира, но и тем иллюзиям, которые окутывают каждый элемент этой реальности. И основную роль в этих иллюзиях играет океан информации, омывающий все значимости этого мира, к которым следует относить не только его объекты, но и процессы, происходящие между ними.
Когда-то во времена Сатья-Юги, сознание человека исполняло роль посредника между внешним миром и Божественной душой, или Психическим существом, которое мы иногда называем Истинным «Я» человека. Но в дальнейшем, связь между Истинным «Я» и сознания человека была прервана «эго», которое сделало сознание своим инструментом и полностью подчинило себе человека, сделав его зависимым от всевозможных внутренних и внешних влияний низшей природы.
Казалось бы, это противоречило эволюции сознания всего мироздания и человека. Если человек во времена Сатья-Юги жил в полной гармонии со всем сущим на Земле и небыло между людьми тех противостояний и той лжи, которой полон современный мир, то с какой целью Бог позволил произойти такому «падению» человека? Этому должна быть какая-то очень важная причина, ведь у Бога ничего не бывает случайным или же бесцельным.
Человек в эпоху Сатья-Юга имел одномерное сознание, принадлежащее одному из высоких планов сознания, и бесчисленное количество других планов сознания были ему чужды. Он был подобен сущностям, обитающим в других планах сознания, вибрации которых созвучны только реальности своих планов. Тогда человек ещё не был эволюционирующим существом, и предназначение его только начинало формироваться. Человек должен стать в своей будущей эволюции гностическим существом, домом для которого должно быть всё мироздание с его бесконечным множеством вселенных, поэтому всё его существо должно быть созвучным всем планам сознания (всем вселенным). Это основная причина необходимости смены Сатья-Юги, через Трета-Югу и Двапара-Югу, Кали-Югой, в эпоху которой человек стал универсальным существом, созвучным всем планам сознания миров низшей сферы. Но теперь Истинное «Я» и сознание человека оказались разделёнными эго, и человек оказался под глубоким влиянием низшей природы.
Возможно, у некоторых людей, в связи с этим может возникнуть вопрос: если Богу нужен Человек-Гностический, то он мог бы это сделать сразу, минуя все эти многие тысячи лет страданий и смертей? Но, по-видимому, все эти тысячи лет необходимы в формировании Гностического существа. Можно привести в пример такую сказочную аналогию – человека мечтавшего взойти на вершину Эвереста, однажды туда доставили на ковре-самолёте некие силы. А теперь вопрос: будет ли этот человек испытывать те же самые состояния, которые переживает альпинист, поднявшийся на эту вершину при помощи своих собственных усилий? Конечно, нет! Потому что восхождение человека на эту величайшую вершину Земли – это победа над самим собой. Это череда всевозможных неописуемых состояний, возникающих на путях победы духа над материей, высшей природы в человеке над его низшей природой. Вершина Эвереста – это только завершение усилий на грани невозможного, усилий духа, а не тела, которое было в этом восхождении только его инструментом. Человек, взошедший на вершину Эвереста – это не тот же самый человек, который был у подножия этой величайшей вершины. И это неизмеримо более ценно, чем пребывание на самой вершине.
Мы говорим о внешних путях, которые находятся во внешнем мире и о путях внутренних, пролегающих во внутреннем мире. И читаем у Шри Ауробиндо, что необходимо «жить изнутри». Но люди уже «живут изнутри» и не только те, которые идут духовным или внутренним путём, но и обыватели. Внешний мир люди воспринимают при помощи внешних органов чувств, а внутренний – при помощи внутренних.
С внешним миром человек взаимодействует, а в своём внутреннем мире у человека формируются отношения, с той реальностью, с которой он взаимодействует. На основании воспринятого внешними органами чувств у человека в его памяти возникает образ реальности, с которой он взаимодействует, но этот образ не является точной копией этой реальности, так как на него накладывается его внутреннее отношение к ней. У каждого человека есть свой индивидуальный опыт, который в значительной степени влияет на восприятие внешней реальности и своё отношение к ней. Поэтому, человек, взаимодействующий с реальностью мира, всегда в какой-то степени неадекватен ей, так как в его взаимодействия с реальностью в настоящем времени обязательно вмешивается и его прошлый опыт, который, возможно, не совсем созвучен настоящему времени.
Ещё одной важной особенностью взаимодействия человека с реальностью мира, и проявления любой формы активности, является то, что он при этом всегда «живёт изнутри». Действительно, человек не может проявить какую-то активность, которая предварительно, не сформировалась внутри его физического ума в виде соответствующего образа. Этот внутренний образ состоит из отражения реальности внешнего мира и и из информационного образа, состоящего из мнений и различных предположений других людей.
Опыт, получаемый человеком при восприятии реальности мира всегда субъективен, поэтому Землю он воспринимает плоской, а Луну по её размеру, приравнивает к размеру Солнца, а всё что ближе располагается к центру его внутренней вселенной, кажется ему более привлекательным, ярким и значимым.
Кроме отражённой внутренней реальности, которая в значительной степени всегда иллюзорна, человек носит в себе ещё реальность информационную, которая вместе с реальностью иллюзорной занимает всё виртуальное внутреннее пространство. В этом виртуальном пространстве, которое может быть как угодно большим, располагаются и времена прошлые, и времена будущие, с их предполагаемой реальностью. И всё это является различными гранями человеческой личности. Так как взаимодействия человека с реальностью мира возможно только тогда, когда внутри него будет сформирован соответствующий динамический образ, то можно сказать, что все внешние взаимодействия человека с реальностью мира – вторичны, а первичным является его внутренний иллюзорный образ самого себя и внешней реальности мира.
Но Шри Ауробиндо, когда говорил о необходимости «жить изнутри», имел в виду, жить, опираясь на своё Истинное «Я», а не эго, опираясь на которое живёт обыватель. Ещё раз хочу сказать, что обывателем является каждый человек, независимо от его социального положения, который находит своё предназначение в этом проявленном мире значимостей.
«Жить изнутри» – это значит, посвятить всю свою жизнь стремлению следовать путём, ведущим к духовному совершенству. Этот путь никогда не может быть завершён, так как абсолютного совершенства не существует. И само по себе совершенство – это только степень выраженности какого-либо качества, свойства, каких-то особенностей. Поэтому, когда мы говорим о совершенстве, то следует идею совершенства понимать как нечто интегральное, которое может проявлять себя в каких угодно гранях реальности. поэтому, абсолютное совершенство так же недостижимо, как истина, свобода, счастье, знание и др. кроме того, все совершенства имеют своих абсолютных антиподов, которые так же не достижимы. Поэтому, человек, идущий внутренним путём к совершенству, имеет начало пути, но не имеет его конца. И эту позицию, которая является одним из принципов духовной работы, очень трудно принять обывателю, для которого всё имеет не только своё начало, но и свой конец.
На внутреннем или духовном пути не бывает людей более или менее успешных, потому что у каждого человека свой путь и судьбы людей на внутреннем пути несопоставимы. Но так как все люди, идущие духовным путём, идут в одном и том же направлении, то они могут свой внутренний опыт обогащать опытом других искателей.
На внутреннем пути совершенно не приемлема поспешность, так как важными являются не расстояния и даже не интенсивность внутренней работы, которая может создавать ненужную напряжённость, а состояние всё более углубляющегося покоя и неподвижности. И для этой цели духовный искатель использует все внешние события, в которых он участвует. Внешняя человеческая жизнь может в значительных пределах оставаться прежней, но при этом она приобретает иную значимость, так как человек, идущий внутренним путём, не живёт для себя, а в своих стремлениях старается соответствовать высокому божественному предназначению человека на Земле.