Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Петр Зорин

 

Есть две причины фрагментарного или клипового мышления. Одна из них связана с генетическими особенностями человека, а другая – с нарастающим потоком информации и лжи в современном мире. Рассмотрим генетически обусловленные познавательные способности человека. Жажда знаний и воля, определяющая устойчивость направления усилий для удовлетворения жажды знаний, преимущественно зависят от врождённых особенностей человека.

Поле мировоззрения у одних людей от рождения может быть ограниченным удовлетворением материальных и некоторых инстинктивных потребностей, и, соответственно, стремление к знаниям будет у них так же ограничено их возможными материальными потребностями в будущем. В то же время у других – оно может быть беспредельным и не только вширь, что характерно для людей-энциклопедистов, но и в глубь, что присуще мыслителям, изобретателям, людям, делающим открытия в познании реальности мира, и людям, посвятившим свою жизнь искусству.

И, кроме того, генетический аппарат человека – это не только носитель наследственной информации, но и система связи со всеми планами сознания Мироздания, благодаря которой, человек на волновом уровне встроен не только в ноосферу Земли, но и в систему жизни всех бесчисленных вселенных Мироздания. Шри Ауробиндо однажды сказал, что человек одновременно живёт во многих мирах. Это можно представить что он – человек – словно множественной пуповиной связан со своими двойниками, обитающими на различных планах сознания. Внешне, эти двойники могут быть совершенно не похожими на свой оригинал, если считать оригиналом человека, обитающего на Земле в этом проявленном мире. Его «собратьями» могут быть и аборигены низших миров мрака и страдания, которых мы называем бесами, и те, которые обитают на планах богов, и которых мы считаем ангелами. Но у всех этих человеческих двойников есть одна очень важная особенность – они не имеют Психического существа. Субличности человека – это созвучные двойникам части человеческого сознания, которые могут занять в человеке преимущественное значение, если человек потакает их проявлениям. Такие гипертрофированные субличности не только привлекают человеческих двойников, обитающих на других, соответствующих планах сознания, но и атмосферу этих планов реальности, которая может заполнить всё человеческое существо, изменив и мировоззрение человека, и способ его взаимоотношений с внешней реальностью. При этом у человека возникает смутное чувство своей особенности, непохожести на других людей, что, нередко, влечёт за собой изменение всей его судьбы. В тех случаях, когда сознание человека становится преимущественно созвучным более высокому плану сознания, то взаимоотношения человека с окружающей его реальностью изменяются в направлении служения этой реальности. Если же человек оказывается под преимущественным влиянием более низких планов сознания, то это ведёт к тому, что он начинает использовать взаимоотношения с реальностью для получения максимально возможных для себя материальных благ. Обычно, трансформация сознания человека в таких случаях вначале ведёт к изменению мировоззрения, когда для него идеи справедливости и жертвенности становятся всё менее понятными и приемлемыми и, напротив, идеи выгоды и стяжательства – более предпочтительными.

Каждому направлению знаний даётся первичный необходимый заряд энергии, который поддерживает внимание человека при получении им информации или знаний, когда заряд заканчивается – активность ума становится хаотичной а мышление клиповым, когда внимание человека не задерживается на содержании каких-то текстов, на теме беседы и исчезает критическое отношение к процессу восприятия окружающей человека реальности. Если же человек настойчиво продолжает прилагать усилия и удерживает своё внимание на процессе своей работы, то перед ним открывается значительно больший резервуар энергии, а за ним, в дальнейшем, может быть открыт бесконечный её океан.

И ещё, размеры поля мировоззрения могут быть малы и могут быть беспредельными. Отсюда у человека и внутренняя вселенная может быть мала и может быть беспредельна. Сам человек может об этом и не знать, так как ему не с чем сравнивать размеры своего внутреннего мира. Но если человек не может осознать своей внутренней беспредельности, если смыслом его жизни является выживание среди всевозможных вызовов внешнего мира, и нет у него внутренней устремлённости к бесконечным знаниям, проходящей через все вызовы внешнего мира, то всё это свидетельствует об ограниченности его внутренней вселенной. Возможно, она удобна ему такая, какой он её представляет, так как возможности познания у различных людей не одинаковы. Рассмотрим схему, которая сделает более понятным здесь сказанное.

После рождения каждый человек встречается с неизвестным, с которым ему необходимо взаимодействовать. Это неизвестное можно представить в виде круга, в центре которого находится сам человек. всё, что внутри круга – это сам человек, а то, что за пределами его – это внешняя реальность, в которой ему придётся жить. Познание внешней реальности, можно сравнить с человеческим зрением, которое имеет центр и периферию. Центр – это то, что человек познаёт сейчас, периферия – это его познавательные способности. У одних людей воспринимаемая периферия небольшая и, поэтому, их познавательные способности ограничены. У других же периферия их «поля зрения» может быть даже круговой, и тогда они очень легко познают ту реальность, в которой они оказались после рождения. Но для человека, пришедшего во внешний мир, судьба не ограничивается первым кругом реальности. Познав который, человек выходит за пределы этого круга и тут же оказывается перед новым внешним кругом неизвестного, который больше прежнего и которое так же следует познать. Но радиус этого круга больший по сравнению с предыдущим и периферия может не полностью охватываться человеческим вниманием. И это в значительной степени ограничивает познавательные способности человека. Познавая какую-то часть неизвестного, человек может выйти за пределы познанного и оказаться перед ещё большим кругом неизвестного, непонятного, непознанного, а может быть для этого человека даже непознаваемого. И тогда в поле непознанной реальности человек воспринимает только те события или те её части, которые созвучные тому, что ему известно. Всё остальное или игнорируется, или же активно отбрасывается, что может происходить в самых разнообразных формах.

Кроме того, в формировании разорванности сознания и соответственно мышления, не способности критически оценивать не только внешние обстоятельства, но и свои собственные психологические качества, формируются в человеке в связи с увеличивающимся потоком противоречивой информации, содержащей в себе большое количество намеренной лжи. Человеку не удаётся остановиться и осмыслить, систематизировать и как-то упорядочить, получаемую информацию, отделить ложь от истины, чтобы из этого изменчивого потока сформировать что-то определённое, которое могло бы быть опорой в системе мировоззрения. Сознание человека и его мышление теряют способность создавать социальные и психологические определённости этого мира с его значимостями. И человек из всего этого калейдоскопического потока информации успевает уловить только некоторые его элементы, часто не связанные друг с другом по смыслу, и из них пытается построить систему определённостей, без которой невозможно его выживание в этом противоречивом мире.

В этом многоликом информационном хаосе, состоящем из многих, противоречащих друг другу определённостей, человек не может выделить ту из них, которая бы в полной мере соответствовала его психологическому состоянию и его социальному положению, соответствовала его надеждам в возможном будущем. Поток отрывочных элементов сомнительной информации, и всевозможных ложных идей, свидетельствует, что человечество вошло в свой переходный период, в котором все социальные и психологические значимости обесценились, сознание людей стало отрывочным, а грани реальности этого проявленного мира стали размытыми и потеряли свою прежнюю определённость. Человек начинает понимать, что прежний мир с его определённостями уходит безвозвратно, а будущий ещё не приобрёл каких-либо понятных и приемлемых очертаний, и эта неопределённость порождает надежды на более гармоничное и светлое будущее. Помните, Шри Ауробиндо однажды сказал, что ночь перед рассветом особенно темна. Современное состояние в современном человеческом мире можно сравнить с ночью, в которой царствует хаос неопределённостей. И рассвет уже близок…

Опубликовано