Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ДВЕ РУКИ БОГА

--

 

В одной из бесед Шри Ауробиндо сказал, что у Бога две руки – одна из них шлёпает, а другая гладит, т. е. одна из них стремится поднять всё живое на более высокий уровень сознания, а другая опустить его. Но у этих сил есть одна очень важная особенность – уровень вибраций одной из них высокий, а другой – низкий. А мы знаем, что взаимодействие любых сил возможно только по созвучию. В земных условиях эти силы, в основном взаимодействуют с человеком, так как на нашем проявленном земном плане человек, возможно, является единственным многоплановым существом способным к самоосознанию. Тогда мы не можем говорить, что сатана, имеющий более низкие вибрации сознания, противостоит Богу. Хотя Шри Ауробиндо однажды сказал, что «Бог ничего не создавал, но сам стал «Всем Этим». Не мог же Бог стать тем, что противоречило бы его намерению. Всё Мироздание гармонично и все его части служат единому Божественному намерению – бесконечной эволюции сознания. Говоря о неведении, мы упоминали о том, что человек способен осознать какое-то проявление реальности мироздания, когда он созвучен ей. А так как человечество ещё только в самом начале пути познания реальности мира, в котором оно разделило все значимости на противоположности, то все осознаваемые им проявления этого мира, оно воспринимает отделёнными друг от друга. И чтобы как-то ориентироваться в этом бесконечном разнообразии материальных и нематериальных объектов, человечество рассортировало их по различным признакам и степени выраженности в них каких-то качеств. Так, например, Карл Линней в 18 веке  создал систему, в которой любой живой организм занимает в иерархии форм жизни соответствующий уровень, а Элизе Реклю 19 томную «Всемирную географию». И, кроме того, существует множество всевозможных тематических энциклопедий и словарей, в которых описаны все известные человечеству значимости мира. И, возможно, через одно или несколько столетий, человечество изменит своё видение современных значимостей, которые для наших потомков будут уже историей, и появятся новые взгляды на имеющиеся значимости, которые будут ближе к истине, по сравнению с нашим временем. Но в любом случае, противоположности никуда не исчезнут – они станут другими, но сохраниться их основное для человечества, замкнутого в клетке проявленного мира, значение – они останутся ориентирами, определяющими направление активности людей. Сохранятся добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, и другие противоположности, до тех пор, пока человек не выйдет за пределы сферы сознания низших миров, чтобы стать гностическим существом. При этом сатана то и дело всячески провоцирует человека различными эмоциональными состояниями или влечениями, побуждая его к различного рода реализациям во внешнем мире. Для этих низких сатанинских сил очень важно, чтобы все интересы и стремления  человека были направлены в сторону различных значимостей внешнего мира, чтобы он стал неотъемлемой частью этого мира, и сам стал одной из его значимостей. Но, как мы уже знаем, все значимости – это иллюзии и они только тогда становятся реальностью, когда начинают соответствовать своему истинному предназначению. Для сатаны очень важно, чтобы человек от рождения и до своей смерти оставался в мире иллюзий и ничего бы не знал ни о своём предназначении, ни о предназначении этого проявленного мира, власть в котором принадлежит сатане. Но это очень странная власть, в чём её суть мы рассмотрим несколько позже.

Кроме того, сатана отделил сознание человека от его истинного «Я», подменив его ложным «я», которое люди связывают с эго. В действительности, между истинным «Я» и воспринимающей частью сознания он вставил своеобразную «линзу – программу», которая должна была извращать все влияния, идущие в сознание человека от его истинного «Я». И тогда стремление к истине стало стремлением к утверждению своего мнения, а стремление к единству превратилось в стремление к власти. Жертвенность превратилась в выгоду, а справедливость – в свою противоположность. Неприятие лжи стало неприятием инакомыслия, а стремление к совершенству трансформировалось в стремление к почестям и богатству. При этом единство формы и содержания разделилось, и форма стала преобладать над содержанием. Стремление к освобождению от зависимостей этого проявленного мира с его значимостями превратилось в стремление к независимости от всего, что препятствует удовлетворению материальных стремлений. На смену Божественной ананды пришли удовольствия и наслаждения, смирение превратилось в высокомерие и гордыню, любовь перешла в витальные влечения, сострадание – в жалость, а стремление к внутренней чистоте и искренней преданности Божественному, стало стремлением к успешности в этом материальном мире и т. д. 

Но это всё так же является иллюзиями, которые по мере внутренней работы духовного искателя проходят и он начинает осознавать позади всех этих иллюзорных форм, истинное предназначение этого проявленного мира. В процессе своей внутренней работы человек постепенно освобождается от иллюзий тех значимостей, которые прежде были для него элементами его внутренних определённостей и его опорой. Человек при этом использует все эти иллюзии,  как средства, осознание которых ведёт к формированию в его сознании «Свидетеля», который, по мере продолжения внутренней работы искателя, не только становится всё более совершенным, но и постепенно формирует у человека новое мировоззрение. Благодаря этому, иллюзии проявленного мира становится для духовного искателя средством его внутренней работы, и вся жизнь его заполняется новым более высоким смыслом, и в человеке в связи с трансформацией его сознания и разрушения «призмы», формирующей в его сознании эго, искажающее восприятие влияний, идущих от его истинного «Я», формируется новая позиция. И с этого времени, вся жизнь духовного искателя становится средством исполнения Божественного предназначения.

Планы сознания, через которые пролегает путь духовного искателя, идущего путём всё возрастающего совершенства, можно сравнить с восхождением в гору, когда поднимаешься на возвышающийся перед тобой уступ и видишь, что он является только ступенью для восхождения ба более высокую часть горы. И каждый раз то, к чему стремится человек, оказывается только очередным его подножием, с которого можно обнаружить очередной подъём. И то совершенство, к которому человек стремится, оказывается очередной иллюзией совершенства, которое вновь оказывается впереди и духовный искатель, однажды начинает осознавать, что те совершенства, которые влекут его к себе, в действительности являются только отражением недостижимого Божественного совершенства, которое всегда будет впереди, и истинным предназначением человека всегда будет только Путь. И даже тогда, когда человек станет бессмертным гностическим существом – это не будет началом конца пути, так как всё завершённое однажды начинает умирать.

Иллюзии можно оценивать как ложь, но их можно рассматривать, как своеобразную текучую реальность. И неважно, что те иллюзии, в которых живёт современное человечество – преходящи, и не важно, что та реальность, к которой стремится человек, является только иллюзией, а действительное совершенство никогда не будет достигнуто – всё это только средства трансформации человека. И это является не только судьбой человечества, обитающего на Земле, но и миллионов цивилизаций, созданных разумными существами Божественного Мироздания. Придёт время, и однажды состоится встреча братьев по разуму, которая приведёт к созданию вселенской цивилизации бессмертных гностических существ. И не имеет значения, что Мироздание, практически, беспредельно, оно существует как единое целое, только потому, что в нём нет «ни расстояний, ни расставаний».