Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

СИСТЕМЫ ИЛЛЮЗИЙ

Петр Зорин

 

Каждый человек, часто не осознавая этого, создаёт свою систему определённостей, строительным материалом для которой являются иллюзии. Для этой цели он использует «подручный материал» – иллюзии, созданными другими людьми. Почему человек не использует для этого свои собственные иллюзии? – Использует, но человек социальное существо и поэтому в основе внутренней определённости одновременно присутствуют иллюзии многих людей. Любая  семья так же объединена системой иллюзий, которые являются опорой для семейного союза, устойчивость которого необходимо постоянно поддерживать. Все большие системы, например, производственные и всевозможные социальные институты, стремятся оптимизировать те подсистемы, из которых они состоят, а те, в свою очередь подстраиваются под системы более высокого порядка. И так от отдельно взятого человека до президента с его правительством – вся социальная иерархия построена по этому иллюзорному принципу.

Почему иллюзорному? – Потому что иллюзии – это не только обман чувств, но и индивидуальность определения ценности известных человеку значимостей, которые каждый человек определяет по-своему. И нет на Земле двух людей, которые бы одинаково оценивали этот мир значимостей. Тогда мы можем говорить, что в этом мире есть неизменные объекты и расплывчатые неопределённые оценки этих объектов или процессов. То же самое происходит и с оценками морали – то, что одним человеком оценивается как невозможное, другим определяется, как вполне допустимое. Или, то, что человек осуждает у другого человека, он считает вполне допустимым для самого себя. К такого рода неопределённостям, следует относить и намеренную ложь, которая так же является своеобразным прикрытием, маской, которой лжец прикрывает значимые для него цели. Получается, что все объекты мира людей, скрываются под масками иллюзий, даже идеи и принципы, способы и методы. И каждый человек на все эти значимости надевает свои индивидуальные маски. Похоже, весь реальный мир, который мы считаем статичным (относительно), окружён множеством, непостоянных, изменчивых, разнообразных мнений о каждом его элементе и о целых социальных системах. В этих оценках и мнениях человек определяет степень необходимости этих объектов, хорошие они или плохие, опасные или же безопасные. Оценивая социальные процессы, мы пытаемся подходить к ним с позиций морали и стремимся понять, справедливо ли то, что происходит, и все эти индивидуальные оценки материальных и нематериальных объектов и процессов существуют только потому, что человек стремится иметь интегральную определённость в той реальности, в которой он находится по воле своей судьбы.

К этому следует добавить, что мировоззрение человека состоит из «поля» в его сознании, в котором реальный мир отражён в виде всевозможных значимостей. Другими словами, в поле нашего сознания на первом месте по важности является не сам объект, а его значимость. И то, что более значимо, находится в центре поля мировоззрения, а менее значимое – на его периферии. И всё, что находится в поле мировоззрения человека, является системой его индивидуальной определённости. Тогда, человеческая определённость опирается на довольно зыбкое основание, которое постоянно колеблется в зависимости и от состояния человека, от получаемой им информации из внешнего мира и, конечно же, от его генетических особенностей и инстинктов, которые постепенно раскрываются в нём в течение всей его жизни. К тому же, воспитание и образование, которое получает человек после своего рождения, являются средствами формирования в человеке тех умений и качеств, необходимых в работе государственной социальной системе.  Здесь невольно напрашивается сравнение с машиной, в которой человек является в лучшем случае какой-то шестерёнкой, а в худшем – шайбой или просто шплинтом. И всё это происходит в пределах иллюзорных значимостей реальности этого мира.

Рассматривая социальную систему иллюзий во всём её спектре, мы находим, что каждая часть спектра этой иерархии имеет «парадную» часть иллюзий и «заднюю» – скрытую, определяющую основные цели тех, которые являются центром системы. Парадная часть системы необходима для привлекательности, которую должны воспринимать более мелкие системы, являющиеся составной частью системы, в которую они входят. И это характерно для всех систем, начиная с государственных, и заканчивая человеком. Но, парадная и скрытая части любой иллюзорной системы, почти всегда не созвучны друг другу, потому что у каждой из них своё предназначение, и парадная часть – это только маска, скрывающая намерение скрытой части. Например, «демократия», на фронтоне парадной части которой написано: «справедливость», пытается укрепиться, как общепринятая ценность. Но под этой маской находят себе место скрытые определённости, иногда противоположные идее справедливости. В самом низу иерархии иллюзорных систем, стремление к справедливости, чаще всего, бывает истинным, но в некоторых случаях ценность справедливости уступает ценности благ, и тогда в человеке может восторжествовать ложь как в словах, так и в делах. Позиция намеренной лжи имеет в запасе неограниченное количество вариантов, используя которые она может проявить себя в стремлении к богатству и власти, и в этом она, безусловно, превосходит правду и справедливость, тем более, что ложь всегда рядится в маски правды и справедливости.  

Любую систему можно сравнивать с фантиком, в котором основной ценностью является не он, а его содержимое. Можно сказать, что большие системы, удерживают в себе системы меньшие, при помощи фантиков, поворачиваясь к ним своей парадной стороной, а истинное содержание своё открывают только в случаях крайней необходимости и преимущественно тем, которые положительно относятся к содержанию скрытой стороны системы социальных иллюзий. Но, нередки случаи, когда авторитетный человек, или же авторитетная система, вызывают в людях сужение сознания, что в значительной степени повышает их избирательную внушаемость, при которой люди могут быть захвачены положительными чувствами к авторитетному для них человеку или системе. И это ведёт к тому, что люди видят в своём кумире только положительные качества и активно отвергают, очевидные для других, негативные качества своего идола. Но бывает и слепая любовь, которая негативные качества воспринимает как временные необходимости, обусловленные обстоятельствами.

Каждая иллюзорная система и любые её подсистемы, вплоть до человека, имеет свою центральную часть, вокруг которой располагается её периферия, которую можно назвать «телом» системы. В центральной части может находиться человек, вокруг которого находятся средства, при помощи которых управляется вся система, но этот человек, в свою очередь, может контролироваться теми, которые располагаются непосредственно вокруг центра. Такая структура имеет свойства индивидуальности, и, следовательно, будет стремиться к сохранению самой себя, в первую очередь своей основной – скрытой части, и будет всячески препятствовать посягательствам на свою целостность. Но любая иллюзорная система в этом проявленном мире имеет своё начало и свой конец, и однажды она начинает стареть, теряет гармоничность между различными своими частями, можно сказать, что она впадает в старческий маразм и умирает.

Каждый человек, сознательно или не осознавая этого, почти всегда строит свою иллюзорную определённость из «парадных» элементов той социальной системы, в которой он находится. Обычно это делают те люди, которые не имеют своей индивидуальной психологической опоры, основой которой является их сердце и, поэтому, они заимствуют «материал» для формирования своей внутренней опоры во внешнем мире, опираясь на свой ум. Поэтому, человек будет держаться за свои мнения, основанные на «парадной» действительности, и отстаивать тот «строительный материал», из которого он создал свою определённость.

Одним из признаков старения любой иллюзорной социальной системы, начиная с человека, и кончая государством, является постепенное разрушение её парадной маски, через дефекты которой начинают проявляться её истинная суть. Вторым признаком старения системы, является её неадекватность не только при своём взаимодействии со своими подсистемами, но и при взаимоотношениях с системами внешними. И, третьим признаком старения системы является увеличение дистанции между «парадной» её стороной и скрытой – основной её частью. Это приводит к нарушению устойчивости взаимоотношений между основной системой и её подсистемами. И, конечно же, эта неустойчивость, нарастающая неопределённость в основной системе, нисходит сверху вниз, захватывая все подсистемы и каждого человека, порождая состояния тревоги, неадекватности во взаимоотношениях с иллюзорной реальностью других систем. И тогда,  стареющая, потерявшая внутреннюю гармонию, иллюзорная система, в которую входят множество подсистем, прибегает к различным репрессиям, чтобы сохранить хотя бы видимость адекватности происходящих в ней процессов.

Любые системы всегда стремятся иметь доказательства своей правильности. Эту правильность они внедряют в более низкие подсистемы и следят за тем, чтобы иллюзии правильности не разрушались и при взаимодействии с другими интегральными системами. Люди не должны знать всей правды, ради которой существуют большие системы, но сохранить тайны процессов, происходящих в скрытой, или основной части этих больших систем очень трудно, так как широта мировоззрения людей не одинакова – у одних оно узкое, зашоренное, и они видят только то, что им показывают на парадной стороне системы, а у некоторых оно широкое и охватывает одновременно, как внешнюю, так и скрытую сторону системы. Это оппозиция, которую система должна использовать для устранения своих дефектов и повышения своей гармоничности. Но стареющие социальные системы теряют свою гибкость и способность совершенствоваться в направлении большей гармонии и адекватности и на указания её дефектов реагирует репрессиями. А индивидуальные человеческие системы при прочих равных условиях, реагируют агрессией.

Но все системы снизу доверху, имеют свою иллюзорную индивидуальность и, поэтому, всегда защищаются в стремлении сохранить свою скрытую часть, ради которой эта система существует.

Эволюция социальных систем, способствует эволюции систем индивидуальных, так как человек строит свою внутреннюю определённость из элементов определённостей социальных. При этом, одни люди строят свою внутреннюю определённость из «парадных» элементов социальных систем, другие – из тех элементов, которые социальная система предпочитает скрывать. Другими словами, каждый строит свою внутреннюю определённость из тех элементов социальных систем, которые созвучны ему.

Если говорить о духовной работе, то в ней мы так же находим внешнюю – парадную часть, и внутреннюю, скрытую или основную часть, познать которую должен духовный искатель. Преодолевая маски этого проявленного мира, человек этим самым трансформирует своё сознание в такой степени, что ему становятся доступными реальности, прежде скрытые, но имеющие основное значение в духовной работе. И только тогда человек может приблизиться к познанию своего собственного предназначения в этом мире, и только тогда человек осознает, для чего существует в Мироздании этот проявленный мир.

Опубликовано