Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О НЕОБХОДИМОСТИ ОСОЗНАННЫХ УСИЛИЙ

--

 

«Миром правят необходимости» – говорил Шри Ауробиндо. Обратите внимание: необходимости –  это то, что принуждает человека к определённым действиям. И не важно, будет ли эта необходимость внешней или внутренней. Жизнь является основной необходимостью, которую не могут обойти ни растения, ни животный мир. Поэтому стремление к жизни мы называем инстинктом, который реализует себя через питание, размножение и создание условий, защищающих жизнь. Все остальные элементы поведения живых существ исходят из инстинкта жизни. Рассматривая реализацию инстинкта жизни от вируса и до человека, мы видим постоянную борьбу за жизнь и продления своего рода и в то же время, чем сложнее формы жизни, тем более ветвистым становится проявления инстинкта жизни. Уже у животных основной инстинкт дополняется стремлением исследовать территорию, на которой он может добыть для себя пищу и продлить свой род. У человека инстинкт жизни проявляется не только в потребностях пищи, но и в стремлении познать окружающую его реальность, которая предоставляет ему всё необходимое для жизни и эта дополнительная потребность на определённом этапе его жизни становится основной. Так как человеку для удовлетворения всех его потребностей, в основе которых находится инстинкт жизни, требуется весь проявленный мир, то человек исследует его как поле, которое может удовлетворить его самые разнообразные потребности. Здесь под человеком понимается всё человечество, среди которых немало людей, ведущих примитивной животный образ жизни, для них пища, материальное благополучие, защищённость и удовольствия являются основными значимостями их жизни.

Шри Ауробиндо говорил, что человек – это переходное существо от разумного, к гностическому существу, и первые шаги в этом направлении делают те, которые встали на путь самопознания. «Познай самого себя», написано семью мудрецами на фронтоне Дельфийского храма. Семь мудрецов, которые собрались в храме Аполлона в Дельфах, сказали, что это начало мудрости. Они уже знали, что человек – космическое существо, и, познавая себя, человек познает свою космичность и ещё он осознает, что является центром реальности мира. Но при этом он не осознаёт, что его знания о самом себе и обо всём мироздании – иллюзорны, и этому есть причины. Можно представить, что на поверхности земного шара находится человек, то где бы он ни находился, его положение на его поверхности будет центральным. Там, где человек не знает границ, он будет всегда в центре, и это касается не только пространств, но и времени. И в то же время, человек может не осознавать пределов социальных или психологических, или каких-то состояний, или возможностей, если не встречается с чем-то непреодолимым. Отсюда смертные люди живут так, как будто они вечные, а стремящиеся к власти стремится к её беспредельности, хотя для этого они должны быть, как минимум, бессмертными. похоже, что человек имеет представление о реальности мира на основании мелких фрагментов знаний, всё остальное заполняя иллюзиями. И даже внутренний путь, которым идёт каждый искатель, заполнен всевозможными иллюзиями. И человек будет пробираться через джунгли иллюзий до тех пор, пока он не подойдёт достаточно близко, к истине. Но и в этом случае иллюзии не исчезнут – они станут более тонкими и прозрачными. Когда человек осознаёт, что вокруг него только иллюзии, под которыми он понимает значимости реального мира – проявленного и непроявленного, то он оказывается словно подвешенным в бесконечных неопределённостях, в которых он не может найти никакой опоры. Зная, что реальность мира многогранна, человек, осознав смысл и предназначение какой-то одной его грани тут же встречается с другой гранью реальности, смысл и предназначение которой в не меньшей степени иллюзорны и у человека появляется ещё больше вопросов, чем прежде, на которые у него нет ответов.

Мы уже говорили здесь, что человек в своей эволюции сознания однажды приходит к такому рубежу, за пределами которого инстинкт жизни становится менее важным, чем стремление познавать реальность мира и самого себя в нём. Стремление познать, понять, объяснить самому себе, для чего мир существует таким, каков он есть. Если согласиться с утверждением, что «даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его», то такое утверждение предполагает, что всё в Мироздании находится на своём месте и в нужном времени, и всё имеет своё предназначение, то, следовательно, стремление человека познать ту реальность, которая его окружает и которой является он сам, так же имеет своё предназначение. И даже страдания, которые испытывает человек, не находя ответы на многочисленные вопросы, возникающие у него на внутреннем пути, они так же имеют определённое предназначение. И вообще, внутренний путь для искателя полон неопределённостей, неожиданностей, в котором вопросов больше, чем ответов, когда направление трудно определимо, а усилия, которые человек прилагает на внутреннем пути, иллюзорны, так как совсем не похожи на усилия прилагаемые человеком во внешнем проявленном мире. Усилия в духовной работе направлены не на увеличение напряжения в стремлении познать что-то  или преодолеть что-либо, напротив, на внутреннем пути усилия направлены на снятие всякого напряжения и удержание покоя, в пространстве которого, человек может получить ответы на свои вопросы, осознать влияние на него различных процессов и сил, в состоянии внутреннего покоя, удерживать состояние открытости высоким влияниям, закрываться и даже отстранять, всё, содержащее в себе низкие вибрации, не позволяя им нарушать внутренний покой. И чем более глубокий покой сохраняет в себе духовный искатель, тем выше его восприимчивость и способность к различению, и тем более глубокие знания получает он в своей внутренней работе.

Увеличивая внутри себя степень неподвижности и покоя, человек, этим самым, постепенно трансформирует своё сознание, повышая уровень его вибраций, этим самым поднимаясь к восприятию более высоких планов сознания. И когда частота воспринимающего сознания человека станет созвучной частоте более высокого плана сознания, то, удерживая в себе состояние покоя, человек, этим самым, остаётся открытым этому плану сознания, потоки которого тут же устремятся в сознание человека, а затем и всё его существо. Это приводит к тому, что сознание приобретает более высокую, по сравнению с прежней, восприимчивость, что ведёт к тому, что искатель становится способным воспринимать всё более тонкие влияния внешней реальности, которые не будучи осознанными, приводят к «неожиданным» захваченностям человека какими-либо состояниями или побуждениями.

Любое осознанное усилие всегда имеет направленность, что ведёт к повышению способности человека к сосредоточению и, соответственно, силе его воли. Без всех этих качеств никакая внутренняя работа сделана быть не может. К этому можно добавить, что внутренняя собранность и упорядоченность, так необходимые в различных жизненных обстоятельствах, так же в значительной степени возрастают. И есть ещё одно важное качество, которое приобретает человек, воспитывая в себе качества, необходимые на внутреннем пути – он становится способным сохранять внутреннее равновесие или же приводить себя в состояние равновесия в сложных для себя обстоятельствах, даже в случае с иллюзиями или скрытыми и неосознаваемыми влияниями. В таких случаях, если человек искренен в своей внутренней работе, Божественная сила всегда придёт ему на помощь  и человек осознает что иллюзии – это средства, которые использует Божественный в стремлениях человека на путях, ведущих к истине и совершенству.