ДВА ВАРИАНТА РАЗДЕЛЕНИЯ

Когда мы что-либо разделяем или даже чем-то жертвуем, ради чего-то более высокого и, поэтому, более значимого, то в такого рода разделении, а в дальнейшем и отделении, обязательно вносится ложь нашего ума. Ум считает, что мы отделились от балласта привязанности, после чего становится возможным подъем на следующую ступень духовной работы. На этой, более высокой ступени, в свою очередь, будут свои привязанности, которые надо так же оборвать, чтобы подняться еще выше. И так ступень за ступенью человек поднимается по духовному пути по направлению к Божественной истине. С одной стороны все так и есть, но в действительности, мы ничего не обрываем, да и оборвать какие-либо привязанности или зависимости от ценностей материального мира невозможно. Это было похоже на то, как если бы поперек реки построили дамбу, которая создала бы все возрастающее напряжение и, в конечном счете, под напором воды эта дамба рухнула и река вернулась в свое прежнее русло.

Что же происходит, в действительности, когда человек пытается освободиться от своих привязанностей к ценностям материального мира и низшей природы? Мы когда-то говорили о том, что каждый человек в своем сознании имеет свою внутреннюю вселенную, в которой вместо всевозможных небесных тел находятся материальные или духовные ценности. Среди них могут быть и наши желания, влечения, всевозможные идеи, отношения и, конечно же люди. В центре этой внутренней вселенной находится основная ценность, ради которой человек живет и постоянно насыщает ее неуемный голод. Вокруг это-го центра вращается вся человеческая жизнь. Правда, в различных обстоятельствах это центральное место могут занимать и другие ценности, которые могут так же требовать своего насыщения, но, удовлетворив свой голод, отходят на второй план. И, кроме того, у человека, идущего духовным путем, есть внутренний свидетель, который может осознавать любые внутренние реакции и состояния. Такие возможности свидетеля показывают, что частота его вибраций значительно превосходит то, что он способен свидетельствовать. Если у человека появляется какое-либо желание или эмоция, или даже побуждение, то это свидетельствует о том, что они в этот период находятся в центре внутренней вселенной. Человеком может быть осознанно только то, что находится в центре его внутренней вселенной, и, кроме того, то, что находится в центре внутренней вселенной постоянно требует для себя пищи, пока не получит полного насыщения. Свидетель, о котором мы уже говорили, осознает не то, что находится в центре внутренней вселенной, а его голод, требование, чтобы его накормили. А так как внимание – это не только осознание того, на что оно направлено, но и взаимодействие с тем, что наблюдается свидетелем, так как внимание – это всегда поток энергии, который встречается со встречным потоком, идущим от объекта, который осознается свидетелем, то при этом должны происходить определенные изменения и в том, кто наблюдает, и в том, что наблюдается. Предположим, в центре внутренней вселенной находится влечение к противоположному полу, свидетель все это осознает и одновременно попадает под поток вибраций, идущих из центра своей внутренней вселенной. Если сознание человека имеет частоту вибраций близкую к той, которая осознается как влечение к противоположном полу, и в то же время оно не организовано, и не имеет какой-либо другой направленности, то оно быстро попадет под влияние вибраций, идущих из центра внутренней вселенной и человек начнет искать во внешнем мире себе объект, который мог бы утолить специфический голод влечения. Если у человека есть цель – не потакать влечению и не утолять голод этого влечения, то вибрации, идущие из центра внутренней вселенной, будут сравнительно менее интенсивными  и не смогут захватить сознание человека и заставить человека утолять этот голод. Более того, если свидетель имеет более высокую частоту вибраций, а, следовательно, и более высокую энергию, то в период осознавания влечения, преобладающее влияние будет на стороне свидетеля. Это приведет к тому, что объект, находящийся в центре внутренней вселенной начнет трансформироваться, приобретая частоту вибраций свидетеля. Но, любое внутреннее состояние имеет не одну грань, поэтому человек должен исследовать, возникающие у него состояния, грани которого он будет осознавать, как различные качества исследуемого объекта. Этим самым он будет вносить более высокие вибрации в исследуемое состояние и постепенно трансформировать его. Но в такого рода работе почти всегда проявляет себя встречное движение, идущее из центра внутренней вселенной, которое все-таки пытается подчинить себе человека и сделать его своим инструментом, чтобы утолить свой голод. И для того, чтобы устранить это влияние, человек прилагает свою волю и отталкивает или вытесняет это влияние за пределы своего тела. В действительности же, это вытеснение происходит за пределы внутренней вселенной. А мы с вами знаем, что для человека имеет особую значимость то, что находится в центре внутренней вселенной. Таким образом, в такого рода внутренней работе, происходит не отделение от влияния низшей природы, а трансформация источника этих влияний, и уменьшение значимости их значимости до нуля. При этом сознание человека попадает под влияние более высоких вибраций реальности окружающего мира.

Здесь следует остановиться на иллюзии, что любые объекты внешнего мира и любые влияния, идущие из сферы внутренней вселенной, стремятся подчинить себе сознание человека, чтобы использовать его для реализации своего предназначения. Нож требует от человека, чтобы он что-либо резал, топор – чтобы рубил, лопата – копал и т. д.  И если взрослый человек, будучи менее пластичным и более сознательным, подавляет в себе эти влияния, то у детей они не встречают никакого сопротивления, и они режут, рубят, копают, когда к ним в руки попадают эти предметы. В действительности все эти притяжения происходят внутри сознания человека.  Осознавая у себя различные состояния и влияния внешнего мира, которые требует от человека, как ему кажется, чтобы он пользовался ими, духовный искатель постепенно освобождается от этих влияний и, благодаря этому попадает на более высокие уровни сознания. При этом взаимодействия человека с внешним миром не прекращаются, но этот мир уже не может присвоить себе человека и использовать его в своих целях.

Каждый объект материальной части Вселенной содержит в себе целый спектр вибраций от низких до высочайших. И каждая часть этого спектра несет в себе свое предназначение и свою гармонию взаимодействия с другими материальными объектами. Можно привести такой пример? Нож на самом низком уровне вибраций может быть инструментом агрессии и разрушения, на более высоком – вызывает у человека желание делать что-либо позитивное, например, резать хлеб, на еще более высоком уровне – побуждает человека к тонкой работе – типа резьбы по дереву. Конечно, восприятие человеком более высоких вибраций объектов внешнего мира зависит от уровня его сознания. Отсюда, трансформируя низкие вибрации этих объектов, которые могут иметь представительство во внутренней вселенной человека, сознание его приобретает более высокие вибрации и получает возможность воспринимать соответственно более высокие вибрации внешних объектов. Для примера возьмем еще одно из внутренних проявлений. Желание секса – это самый низкий уровень вибраций любви. Если человек преодолел его, так, как об этом говорилось выше, то он осознает более высокую вибрацию, в которой будет осознавать в себе нежность, радость присутствия любимого человека, стремление помочь ему в возникающих трудностях или проблемах. На еще более высоких уровнях любимый человек становится частью его самого и уже ничто не может разрушить это единство. Поэтому, если один человек не любит другого, то после реализации своего влечения у него не останется к нему нежности, он просто повернется на другой бок и уснет – это в лучшем случае, а в худшем – станет в какой-то степени агрессивным, так как потерял какую-то часть энергии. И этот последний вариант отношений всегда  зависит от уровня сознания человека, не способного воспринимать более высокие вибрации и состояния, возможные при взаимоотношениях между людьми. Подозрительность, ревность, зависть, способность из мухи сделать слона, неумение слушать собеседника, обидчивость, стремление настаивать на своем мнении, даже если оно неверно и т. п. – свидетельствуют о низком уровне сознания.

Что же происходит с теми ценностями материального мира и проявлениями низшей природы в человеке, когда он становится способным осознавать более высокие вибрации? Те влечения, интересы, различного рода эмоциональные состояния, которые прежде могли занимать центральное положение в его внутренней вселенной и влиять на его взаимоотношения с миром, постепенно теряют свою значимость и они, как возможности, могут полностью закрыться.

Когда Шри Ауробиндо говорил о том, что все возможности должны быть открыты, то он совсем не имел в виду, что они все должны до конца реализовать себя. Возможности должны быть открыты для того, чтобы человек мог осознать их, получить соответствующий опыт и трансформировать их. Конечно, под опытом здесь понимается не реализация их, а осознание, которое возникает при восприятии их в тот период, когда они пытаются реализовать себя. И опыт тем ценнее, чем в более ранний период их влияния они будут осознанны. Одной очень важной особенностью опыта является то, что при осознании различного рода внутренних эмоциональных реакций, желаний, влечений и любых других состояний, имеющих отношение к низшей природе, происходит встреча двух потоков сознания – с одной стороны поток, идущий со стороны свидетеля, сформированный в человеческом сознании, а с другой – поток, идущий со стороны низшей природы в человеке, который пытается захватить сознание и сделать человека исполнителем своей воли. В период получения опыта, энергия проявлений низшей природы не уходит в подсознание, чтобы оттуда продолжать влиять на сознание, а переходит к свидетелю, в результате чего, человек получает дополнительную энергию к той, которая имелась у него прежде. В том же случае, когда человек подавляет желание или какое-либо другое эмоциональное состояние, они могут быть вытеснены в подсознание вместе с энергией, которую содержали в себе для своей реализации, и тогда человек теряет возможность использовать ее в повседневной жизни. Вытесненные в подсознание реакции низшей природы и всевозможные желания и стремления, связанные с ценностями материального мира, не оставляют человека, но из подсознания человека постоянно воздействуют на него, совершая неожиданные своеобразные партизанские набеги на его сознание, заставляя совершать действия, которые в дальнейшем осознаются как падения. Таким образом, процесс освобождения сознания человека от влияний низшей природы не является прерыванием каких бы то ни было связей с ней, но трансформацией ее низких вибраций и замещения их на более высокие. При этом сознание человека, освобожденное от влияния низшей природы, поднимается на более высокий уровень и становится способным воспринимать высокие вибрации окружающей человека реальности. На самом деле реально не существует деления на низшую и высшую природы, все зависит от уровня сознания человека и способности его восприятия. В каждом человеке есть все уровни сознания от самого низкого, до высочайшего, но какойто из них преобладает над всеми остальными. В связи с этим, созвучие человека, его восприимчивость и способ взаимодействовать с реальностью, – не одинаковы. Внешняя реальность навязывает человеку свой уровень вибраций, этим самым опуская сознание человека до своего уровня. И когда это ей удается, то можно сказать, что ловушка для человека захлопнулась и он, в связи с этим, стал одним из ее винтиков, послушным исполнителем её воли. И даже тогда, когда человек станет полностью независимым от влияний низшей природы и внешний материальный мир уже не сможет захватить его, человек не будет отделен от окружающего его мира и его ценностей, потому что он имеет физическое тело, жизнь которого зависит от этого мира. Но, поднявшись на более высокий уровень сознания, человек меняет свою судьбу, а следовательно и судьбу своего тела, и все прежние предсказания, касающиеся продолжительности его жизни и событий, которые могут произойти в будущем, теряют свое значение.

Человек – социальное существо и, поэтому, не свободен от общения с другими людьми, и следовательно их влияния на него. Человек несвободен от правил и условностей общения и от необходимости зарабатывать средства себе на жизнь. Существует социальное поле, которое объединяет все человечество и, фактически, управляет им. Это поле можно назвать общечеловеческим сознанием или же великой сущностью, для которой люди – это только клетки его материального тела, разросшегося до общепланетных размеров. Выйти за пределы зависимости этой великой сущности, которая реализует свои амбиции на планете Земля, используя для этой цели человечество, – это нелегкая, но необходимая работа, которая может быть выполнена только в том случае, если человек научится играть в «контролируемую глупость», которая станет для него необходимой маской, облегчающей его существование в этом мире. И, кроме того, любые события, свидетелем которых может быть духовный искатель, должны служить для него средством для получения опыта.

Ничто во Вселенной не может существовать независимо от окружающей реальности, потому что Вселенная – единое тело, из которого ничто не может быть изъято или добавлено к нему. И это верно как на уровне субатомных структур, так и на уровне галактик. Человек забывает, что он только инструмент различных сил, которые используют его для своей реализации на Земле. В свою очередь, эти силы так же не знают, что и они являются инструментом превосходящей их воли Божественного.

Все, что имеет свои пределы и то, что беспредельно, имеют не одинаковые свойства. Например, бесконечность невозможно разделить или же выделить из нее даже малую часть, независимую от этой бесконечности, поэтому, бесконечность не может иметь во времени ни начала, ни конца. Поэтому, люди – это только сложные комплексы вихрей этой бесконечности, которые без ее бесконечной энергии существовать не могут. Человеческое эго может сколь угодно долго и интенсивно поднимать свою голову, омраченную неведением, пытаясь обособится от реальности мира и вознестись над ней, и даже тешить себя иллюзией, что это действительно возможно, не осознавая того, что это является временным попущением бесконечного Божественного, имеющего свои цели. В этом случае эго так же является одним из инструментов Бога в его бесконечной эволюции. Любая обособленность в бесконечной Божественной Вселенной – иллюзорна, и любые процессы в ней подчинены единому замыслу. Поэтому, взлеты и падения цивилизаций на Земле – только необходимость в Его бесконечном восхождении.

Если бы Вселенная была конечной, и равной в своем диаметре ста восьмидесяти миллиардов световых лет, как это предполагают современные астрофизики, то она давно бы распалась на множество независимых фрагментов, подчиненных законам, которые открыты современными физиками. Жизнь на Земле не могла бы возникнуть и не только на Земле, но и где-то еще в просторах Вселенной, потому что случайность ведет не только к синтезу, но и распаду. Поэтому вместо живых существ на Земле возникли бы сложные химические соединения, не имеющие в себе никаких признаков даже простейших форм жизни, потому что жизнь – это не хромосома. Но и такая сложная структура не могла бы возникнуть на Земле даже в том случае, если бы первичный взрыв, породивший Вселенную, произошел не четырнадцать миллиардов лет тому назад, а сто сорок. Одно то, что на Земле существует разумная жизнь, свидетельствует о том, что Вселенная сознательна.