Неведение – это не знание, несозвучие, при котором внимание человека созвучно только определённой гамме вибраций, того, что человеку известно, понятно и доступно для пользования. Каждый человек имеет свою программу восприятия, благодаря которой какая-то часть проявленного мира становится для него доступной для понимания. Но программы восприятия, которые содержит в себе человек, не соответствуют в точности реальности внешнего мира – они всегда со сдвигом в какую-то сторону: у одних людей вверх, а у других вниз по шкале сознания, и отсюда стремления людей не могут быть одинаковыми. И это дано человеку уже от рождения и развёртывается в нём в течение всей его жизни. Поэтому послушные и ласковые сын или дочь, взрослея, могут значительно измениться, и, казалось бы, близкие люди со временем могут стать совершенно чужими друг другу и, возможно, даже врагами. И причиной этому чаще всего являются не внешние обстоятельства, а внутриутробное воспитание человека, курс которого он проходит в период от своего зачатия и до рождения. Плод в период беременности матери, не только унаследовал часть её особенностей вместе с её икс хромосомой, но и в течение всего периода внутриутробного развития находится в её эмоциональной атмосфере при её взаимоотношениях с окружающей её реальностью, в том числе и отцом, ребёнка которого она носит под сердцем. На самом деле эти взаимоотношения со своим мужем и отцом ещё не родившегося ребёнка – это реализация отношений мужского и женского начал. Если жена презирает мужа, то в будущем ребёнке, если это будет мальчик, формируется психологическое качество, которое в полной мере проявится, когда он вступит в возраст половой зрелости – он будет считать, что девушки презирают его и вообще предвзято к нему относятся, и будет сторониться их или даже, за их «неадекватное» к нему отношение, мстить им, хотя в реальности, возможно, всё выглядит иначе. Но если при той же самой ситуации женщина ждёт дочь, то от матери она унаследует соответствующее отношение к мужской половине человечества. Какое это имеет отношение к неведению? – Прямое, так как большинство людей ничего не знают об этом и в результате в последствии встречаются с неразрешимыми для них проблемами. Можно ли в подобных случаях что-либо изменить? – можно, но только тогда, когда изменить себя захочет сам человек.
У большинства людей внимание, которое как мы знаем, является функцией сознания, имеет туннельный характер. И это касается не только восприятия каких-то идей или событий внешнего мира, но и всей их жизни. Таких людей можно сравнить с теми, которые в полной темноте освещают себе путь узким лучом света, который способен рассеять тьму только на расстоянии одного шага. Всё остальное пространство скрыто от него неведением. Такой человек не может сравнить какие-то сходные по смыслу события, он видит только свою позицию, настаивает только на своём видении реальности мира, оправдывает своё отношение к тем проблемам, которые возникают, возможно, с его участием, и видит причины в их возникновении в других людях. Для такого человека все люди, не согласные с его мнением – не правы. И ещё одна важная особенность такого рода людей: они «за деревьями не видят леса». Так как они не способны воспринять в целом какую-то идею, какие-то события, которые всегда возникают не на пустом месте. Действительно, любые события возникают как следствие предшествующих обстоятельств и если рассматривать только само событие, то невозможно составить о нём объективное мнение. Люди с туннельным вниманием страдают выраженной психологической близорукостью и, к сожалению, неведение никогда не позволит им исправить эту психологическую особенность, потому что в узкий круг их восприятия не входит их собственная личность – их внимание, узким лучом восприятия, направлено преимущественно во внешний мир. Говоря о неведении, как о несозвучии, можно сказать, что особенность их сознания такова, что они способны воспринимать и понимать реальность не в тех пределах, которые им известны, но только небольшие фрагменты этого известного. И всё остальное, известное им, покрывается неведением. такое неведение можно назвать относительным, но, нередко, оно может быть намеренным. И что интересно, так это то, что всё, что для человека находится в поле относительного неведения, не может повлиять на узкий фрагмент знаний, на котором сосредоточено внимание человека. И чем интенсивнее эмоциональное состояние, тем в большей степени суживается туннельное внимание и тем плотнее вокруг объекта внимания стена неведения. Это свойство внимания проявляется в человеке и на уровне головного мозга – чем интенсивнее очаг возбуждения в головном мозгу, тем сильнее выражено торможение вокруг него.
Неведение – это всё, что не созвучно стремлениям человека или направленной его активности, его желаниям, его идеям, его интересам и всему тому, что придаёт ему значимость.
Неведение, как состояние, определяющее направление активности и готовность человека к восприятию чего-то нового, присутствует как у человека, идущего духовным путём, так и у живущего интересами проявленного мира значимостей. Но те усилия, которые прилагает человек, чтобы преодолеть неведение, для духовного искателя – это расширение возможностей сознания и восхождение его на более высокий уровень. Обыватель же, своими усилиями преодолеть неведение, ещё в большей степени привязывает себя к проявленному миру значимостей.
Мы уже здесь говорили о людях с туннельным вниманием, которое характеризует особенности их сознания. Но у большинства людей внимание имеет свою периферию, в которой располагаются всевозможные второстепенные значимости, среди которых могут быть сходные по звучанию с тем, что удерживается в центре внимания и то, что противоположно по своей значимости. Зная это, мы можем предполагать, что степень выраженности периферии внимания характеризует и сам тип мышления, и эффективность взаимоотношения человека с внешней реальностью. И чем уже поле внимания человека, тем менее способен он к стратегическому мышлению и соответствующих взаимоотношениях с реальностью мира. Но, говоря об искателях, которые в своей работе опираются на внутреннее внимание, мы можем утверждать, что их внимание не может быть туннельным, так как внутреннее внимание не фокусируется на объектах, но одновременно захватывает всё пространство, в пределах которого эти объекты себя проявляют.
Когда мы говорим о планах сознания, то имеем в виду индивидуальный набор вибраций для каждого из планов. Человек, идущий духовным путём, должен обладать достаточной пластичностью сознания, его восприимчивостью, чтобы для него стал возможным переход от одного уровня сознания к другому – более высокому. При этом, он должен воспринять постепенный переход от одной гаммы вибраций к другой. Эта переходная часть вибраций очень важный этап работы духовного искателя, так как привычные вибрации постепенно приобретают всё большую частоту, которая становится доступной человеку только тогда, когда ему удаётся создать внутри себя состояние неподвижности и покоя. Человек это промежуточное состояние осознаёт, как ослабление эмоций, влечений, желаний и даже побуждений, изменения степени привычных для него значимостей. Но если он продолжает удерживать своё внимание на этих состояниях, интенсивность которых уменьшается, то его восприятие обостряется и он начинает ясно осознавать те состояния, которые, как ему казалось, уже начинали ускользать от его восприимчивости. Это свидетельствует, что его сознание начинает воспринимать эти переходные вибрации. И если искатель будет продолжать стремиться осознавать самую крайнюю периферию, ускользающих от внимания вибраций, используя для этого направленное внутреннее внимание и состояние глубокого внутреннего покоя, то его сознание, этим самым, расширит диапазон своих возможностей восприятия. И однажды этот переходное состояние от одного плана сознания к другому будет пройдено, неведение будет преодолено и вибрации более высокого плана сознания потоком войдут в сознание человека, а затем и всё его существо.
Зная причину неведения, и механизм преодоления его, мы можем понять неведение сил более низких планов реальности, которые мы называем инфернальными или даже сатанинскими. Для них недоступен тот человек, вибрации сознания которого превышают частоту вибраций их сознания. А так как им не даны программы восприятия более высоких частот сознания, то человек, идущий духовным путём, однажды станет полностью недоступным влияниям этих сил. Зная, что неведение – это не созвучие с вибрациями другой частоты, характерной для других планов сознания, мы можем понять, почему мы не осознаём, и, следовательно, не проявляем для себя эти планы сознания. Но в этом случае следует говорить не только нашего сознания с сознанием этих планов реальности мироздания, но и созвучии нашего ума, витала и физического тела. Полное созвучие обязательно приведёт к трансформации всего человеческого существа в соответствии с теми планами сознания, частью которых он стал.