Здесь мы будем говорить только о спектре противоположностей – жизни и смерти – силах созидающих и разрушающих, добра и зла. Они правят миром и эволюция мироздания и всех форм жизни в нём без участия этих сил невозможна. Существует ещё множество других противоположностей, но каждая из них находится под флагом этих двух основных – добра и зла.
Все противоположности – это грани великого тела Бога, при помощи которых Он совершает свою эволюцию. И все противоположности представлены на всех планах сознания – от инфернальных миров до миров богов низшей сферы и супраментальных планов сознания, принадлежащих высшей сфере миров. Поэтому, говоря об эволюции сознания, мы имеем в виду, что она происходит одновременно на всех планах сознания, в каждой форме жизни и в ней участвуют все небесные тела, от макро до микромира.
Люди все эти грани противоположностей считают проявлением Бога и дьявола, вечно борющихся друг с другом, но реальная динамика взаимоотношений этих сил имеет другое предназначение и смысл. Эти две силы не существуют отдельно друг от друга, но занимают одно и то же пространство, что не мешает каждой из них иметь свою индивидуальность. Одна из них, которую мы называем Богом, стремится во всём к совершенству. Кстати, бессмертие – это одна из граней совершенства. Другая же, противоположная по своей направленности, стремится проявить в человеке и усилить всё, что не соответствует совершенству. И это можно понять как борьбу дьявола с Богом. Но, всё дело в том, что непроявленные совершенства не могут быть трансформированы, их как бы не существует. Более того, несовершенства часто рядятся в маски совершенств, поэтому работы у силы, проявляющей и усиливающей всё, что не соответствует эволюции сознания, предостаточно. Но эта сила неспособна повлиять на те стороны реальности мироздания, которые превосходят её по частоте вибраций сознания. И тогда мы можем быть уверенны в том, что аморальные, антисоциальные поступки некоторых людей, и не только поступки, но и одобрение или даже оправдывание таких поступков у других людей – это всё работа сатаны.
Но, во всём этом есть одна, очень важная особенность. Во взаимоотношения этих двух сил введён человек – существо, которое имеет особенности в значительной степени, отличающие его от других видов животных, обитающих на Земле. И отличие это состоит в том, что человек превосходит другие, формы жизни, даже самые развитые, своим умом, способностью познавать реальность мира и создавать средства, повышающие эффективность познания этого мира и взаимоотношения с ним. Более того, человек – двойственное существо, одна из частей которого принадлежит этому проявленному миру, вторая же часть его открыта всему Мирозданию. И эта вторая часть и является действительным или истинным человеком. Она, эта часть, имеет свой ум, витал и своё физическое и даже «Я» человека, и всё это на уровне энергетической субстанции.
Но всё дело в том, что окружающий человека мир является для него проявленным, только благодаря программам восприятия, вложенным во внешнюю его часть, которую мы называем человеком. В действительности, эта часть является своеобразным биороботом, необходимым для функционирования в этом проявленном мире непроявленной истинной части. Проявленная внешняя часть человеческого существа объединена с непроявленной внутренней его частью при помощи сознания, а со всем непроявленным мирозданием – при помощи чакр. Всё это свидетельствует о том, что предназначение человека и предназначения животных не одно и то же. Человек способен к самоосознанию и восприятию при помощи внутреннего внимания различных состояний, через которые непроявленная, для внешних органов чувств, реальность проявляет себя в человеке.
У Бога ничего не бывает бесцельным и человек не может иметь то же самое предназначение, что и весь остальной животный мир Земли. Человек является частью великого тела Бога, его средством в бесконечной работе на пути к совершенству. Будучи сознательным существом, человек осознанно участвует в этой Божественной работе, поэтому мы вправе назвать его сотрудником Бога.
Теперь можем совместить значение тех противоположных сил, о которых мы здесь говорили, и человека с его возможностями, в одну систему. Как мы уже говорили – добро и зло – это две основные грани одного целого. Все остальные возможные противоположности являются только частями этих граней. Можно сказать, что эти две основные грани – многогранны, и их соотношение между собой определяет процесс эволюции сознания. Зло – это поток сознательного намерения, проявляющий всё, что созвучно ему, и стремящийся реализовать проявленное во внешнем мире. Добро – это восходящий поток сознания, проявляющий всё, высокое, совершенное, прекрасное в человеке и так же стремится реализовать его во внешнем мире и в проявленной части человеческого существа. Но зло проявляет в человеке всё негативное на всех уровнях внешней части человеческого существа, всё, что препятствует раскрытию в нём совершенства, всё, что может способствовать духовному прогрессу человека и проявлению его творческого начала. Например, при воспитании детей родители стремятся проявить свою любовь к нему в том, что приятно их воспитаннику, а ему приятно всё, что не вызывает в нём усилий и приносит ему удовольствие. И здесь под маской добра проявляется зло. усилия на пути к совершенству – это путь добра. Причём, очень важно, чтобы эти усилия не вызывали у других людей тенденцию к злу. Добро не насильственно, поэтому важно, чтобы человек при взаимоотношении с воспитанниками и вообще с другими людьми не был насильственным. Добро создаёт условия, в которых человек проявляет свои лучшие качества и стремится к тому, чтобы стать более совершенным.
Добро и зло и другие противоположности можно сравнить с сообщающимися сосудами – если в человеке много качеств добра, то меньше тех сторон его личности, которые оцениваются как зло. Если человек не потакает в себе стремлению к выгоде, удовольствиям, стремится избегать всего, что требует от него усилий, пытается следовать принципу: умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт, или – работа не медведь, в лес не убежит, зачем сегодня делать то, что можно сделать завтра. «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение», говорит русский мыслитель и публицист – Гиляров-Платонов.
Как мы уже говорили, зло, позади которого стоит сатана, проявляет в человеке всё, что созвучно ему и человек, будучи сознательным, получает возможность осознавать в себе всевозможные проявления зла. Но осознание возможно только с более высоких позиций сознания – позиций добра. Т. е. при таком осознании, в человеке встречаются добро и зло и то, что было проявлено со временем будет нейтрализовано, трансформировано. И, кроме того, осознание проявленных несовершенств, созвучных злу, формирует в сознании человека «Свидетеля», имеющего более высокие вибрации, чем те, которые осознаются человеком. при дальнейшей работе всё сознание человека становится «Свидетелем», т. е. сам процесс исследования проявляющихся в человеке элементов зла делает человека более совершенным, повышая уровень вибраций его сознания. А это, в свою очередь, ведёт к нисхождению в человека более высокого сознания, что в дальнейшем позволяет ему осознавать более тонкие проявления зла и благодаря этому подняться на ещё более высокий уровень сознания. И вся эта работа, ведущая к бесконечному восхождению сознания, не могла быть выполнена, если бы нисходящие силы не проявляли всё более тонкие несовершенства человеческого существа.
Ко всему сказанному имеет прямое отношение кратковременность человеческой жизни. Если в начале её в человеке проявляется преимущественно сила добра – позитивная сила, поддерживающая жизнь и способствующая её развитию, то во второй половине жизни в человеке начинает преобладать процесс старения, в котором, очевидно, доминируют силы зла. Следовательно, если человек не позволяет на физическом уровне доминировать в нём силам зла, то, этим самым, он не позволяет дряхлеть и деградировать своему телу.