Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОЕ-ЧТО О СВОБОДЕ

--

Идея свободы является одной из опор человека в его жизни, и многие его поступки являются его неосознанным стремлением к свободе. Есть два направления, устремлённость к которым даёт человеку свободу. Одно направление иллюзорное, и в нём человек стремится к свободе от чего-то, и в любом случае, человек, освободившийся от чего-то, попадает в новые обстоятельства, в которых, обязательно, есть своя несвобода. Одни стремятся к власти, так как это приводит их в круг людей, имеющих более высокий социальный статус, под влиянием которых они находились прежде, но освободившись от этого влияния, они попадают под влияния ещё более высокого пресса власти. К тому же, поднимаясь по социальной лестнице человек поднимается в своей значимости, по крайней мере, в своих глазах и, вероятно, в глазах своих подчинённых. Но власть – это не только получение свободы от давления прежней власти, и не только увеличение своей значимости, и даже не только увеличение своего материального благополучия, но это ещё и наркотик, вызывающий у носителя власти иллюзии его могущества, роста его иллюзорных возможностей, которые в действительности не так велики, как предполагает носитель власти. Но чувство своего собственного величия и вместе с ним чувство свободы от всевозможных проблем и зависимостей в ещё большей степени возрастает, когда человек окружает себя всевозможными значимыми людьми, значимыми ценностями материального мира и миллиардами в банках.  Но всё это, реально, не делает человека свободным, это делает его более значимым, но значимость человека, который окружает себя всевозможными значимостями – иллюзорна, так как, лишившись всего этого, по какой-либо причине, сам по себе человек без всех этих внешних атрибутов будет так же значим, как и рядовой обыватель «в поте лица своего…» добывающий хлеб свой.

Стремление к независимости от чего угодно никогда не делали человека свободным. Шри Ауробиндо сказал, что «миром правят необходимости», которые всегда преследуют человека и одной всеобщей необходимостью – делать усилия, чтобы выжить, чтобы остаться на каком-то уровне социальной иерархии, чтобы сохранить свою значимость и подняться на более высокий уровень значимостей – для всего этого требуется усилия, которые, конечно же, не делают человека свободным. К сожалению, это стремление к иллюзорной свободе даже в малой ячейке социальной жизни – семье, очень часто ведёт к патологии отношений. Здесь имеется в виду отношения типа: «господин – раб». Оба супруга стремятся к свободе – один использует свои возможности и ведёт себя, как господин, другой же стремясь к свободе от всевозможных «острых углов», появляющихся по различным поводам при взаимоотношениях находит для себя, адекватное своей природе решение – положение послушного раба. Существует бесконечное множество вариантов стремления к свободе от чего-то и только один из них не является иллюзией, потому что он имеет в виду не иллюзорную свободу от чего-то, но действительную.  

Мы должны помнить, что усилия всего живого в Мироздании, направленное на выживание – это, в действительности, противостояние всеобщей энтропии, а стремление к иллюзорной свободе – это стремление избежать усилий, т. е. такая свобода ведёт к деградации – или морали, или каких-то других человеческих качеств.

Истинная свобода не достижима, так же как недостижимо совершенство, всемогущество, всезнание, вездесущность – недостижимо всё, что мы можем называть в превосходной степени. Потому что всё, достигшее своего предела, прекращает своё существование, потому что становится бессмысленным. Оно имело свой смысл, пока находилось в потоке стремления к чему-то превосходящему того состояния, в котором находится устремлённый. Всё существующее имеет свой определённый смысл, пока в нём есть стремления. Жизнь человека должна быть заполнена стремлениями, каждое из которых имеет определённый смысл. И если человек оставляет стремления или избегает их, так как они требуют от него усилий, то одновременно с этим он оставляет какую-то часть, возможно, очень важную, смысла своей жизни.

Здесь было сказано, что истинная свобода недостижима. К этому следует добавить, что она всегда субъективна, потому что каждый человек переживает её индивидуально. Можно сказать, что истинная свобода – это полное созвучие человека с теми обстоятельствами, в которых он находится. Но тогда, достигнув состояния такой свободы, у человека исчезнет стимул стремления к чему бы то ни было.

Это очень интересно, но не бывает абсолютных противоположностей, и для примера мы можем взять какие угодно из них, например, добро и зло, прекрасное и безобразное, и ещё: Ахиллес и черепаха. Моему другу сейчас девяносто лет, когда ему было три года, родился я, когда ему стало четыре года – мне всего один год и я был в трое моложе его. Шли года, соотношения возрастов с каждым годом менялось, мы как бы приближались друг к другу, сейчас я моложе его на 34 тысячных года, а через сто лет буду моложе – на 16 тысячных и т. д. мне никогда не догнать его, но я буду бесконечно долго – вечно приближаться к нему. То же самое происходит с противоположностями, одна из которых стремится к совершенству, а вторая хочет нейтрализовать её отнимая всё, что не созвучно этому стремлению к совершенству. С каждым шагом в стремлении к совершенству всё меньше будет несовершенств и этот процесс никогда не достигнет полной аннигиляции. То же самое мы можем сказать и о всемогуществе и других качествах, имеющихся у Бога в превосходной степени. Они никогда не будут нейтрализованы качествами противоположными и дьявол никогда не победит Бога. Но такие взаимные отношения на путях к недостижимому абсолютному, на определённом этапе прерываются, так как наступает ночь Брамы, и в следующий день Брамы всё начнётся сначала, но старт взаимоотношений будет в других условиях, и Ахиллес ещё чуть-чуть приблизится к черепахе, но догнать её ему никогда не суждено и черепаха всегда будет впереди.