В каждом человеке одновременно присутствуют две антагонистических силы, которые призваны не противостоять друг другу, но гармонизировать направленную деятельность человека. В центральной нервной системе – это торможение и возбуждение, симпатическая и парасимпатическая нервные системы. Мышечная система человека устроена по реципрокному принципу, в которой противостоящие друг другу мышцы делают движения человека гармоничными и точными. Всё имеет свои противоположности, которые никогда в норме не борются друг с другом, но способствуют гармоничности не только взаимоотношений человека с внешним миром, но и взаимоотношений между внутренними процессами, происходящими в человеческом существе. И эти антагонисты присутствуют не только на физическом плане, но и на эмоциональном и даже на волевом уровне. Отсюда – могу и не могу, хочу и не хочу, можно и нельзя, приятие и отвержение, внутренняя собранность человека и его безвольная расслабленность. Но всё это крайние формы выражения человеческих состояний и причины их проявлений могут быть различными. Но здесь мы будем рассматривать не те случаи, когда в человеке противостоят друг другу сила и слабость, которые могут быть проявлением одного и того же процесса – истощение силы, в результате какой-то работы, что может привести к слабости. Это даже не противоположности, а степень выраженности какого-либо состояния или процесса. В человеке присутствуют изначально равновеликие силы, имеющие противоположные направленности. Именно такие силы гармонизируют активность человека. Хотя равновесие сил в человеке соблюдается не всегда, что приводит к тому, что у человека, в его взаимоотношениях с внешней реальностью, да и в отношениях его к самому себе становятся дисгармоничными и даже разрушительными. Рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся случаи. В детстве преобладает сила, которую мы называем позитивной над силой противоположной ей по своему направлению. Поэтому, дети не могут упорядочить свою внешнюю активность и, очень часто, сдержать самих себя. В зрелом возрасте возбуждение и торможение уравновешиваются и человек становится адекватным при взаимоотношениях с внешними миром и в оценке самого себя. В преклонном возрасте преобладает торможение, что приводит к постепенному распаду личности, нарушениям многих функций на уровнях ума, витала и физического тела, что, в конце концов, для всех заканчивается одинаково. Но это в идеале, в реальности же, может быть что угодно другое.
Необходимо в раннем возрасте воспитывать в человеке торможение, которое развивается при играх, требующих от ребёнка внимания, терпения и неторопливости. Например, раскладывать по коробочкам бисер разного цвета, который прежде находился в общей коробке. Можно аккуратно брать из кучки спичек по одной и укладывать в коробок. При этом брать так, чтобы не пошевелить другие спички. После игры помещать игрушки на полку в однажды принятой последовательности. Научить заплетать из шпагата или ленточек «косички» в три пучка, а потом в пять, что несколько сложнее. Все эти действия тренируют в ребёнке ту силу, которая сдерживает возбуждение и делает его поведение более упорядоченным. При этом, необходимо помнить, что всё это должно происходить в игровой форме, а не с позиций насилия со стороны взрослых. У каждого человека уже от рождения есть свои волевые предрасположенности – у одних они больше, у других – меньше, но в любом случае, воля человека может воспитываться. И это может делать только сам человек – носитель воли. Он должен сам, добровольно, прилагать усилия, чтобы что-то сделать, чтобы быть аккуратным, терпеливым, упорядоченным. Взрослые для этого должны создавать определённые обстоятельства, в которых воспитанник будет сам стараться выполнять необходимую для формирования этих качеств, работу. Самый лучший вариант – это интересная для воспитанника игра. Внешние насилия никогда не воспитают в человеке ни волю, ни прилежность, не сделают его терпеливым и аккуратным. Напротив, он станет безвольным, и послушность его будет своеобразной маской, позади которой будет страх наказания. Правда, в более позднем возрасте, будучи уже взрослым, он может осознанно подходить к воспитанию своей воли и других положительных качеств, но это всегда связано с большими трудностями, чем если бы это было сделано в детстве.
Полная внутренняя упорядоченность, которой может достичь человек в работе над собой – это мечта сатаны. Потому что внешняя часть человеческого существа это биоробот, предназначенный служить низшей природе. И человек может упорядочить эту часть только по созвучию с этой низшей природой, максимально полному слиянию с ней, что приведёт к тому, что человек станет послушным исполнителем её воли. Но у каждого человека есть посредник между его истинной непроявленной частью, неподвластной низшей природе, и внешним проявленным миром – это сознание человека. Оно может быть инструментом, как высшей Божественной природы, так и низшей – дьявольской. Поэтому существует постоянное «перетягивание каната», в центре этого процесса находится человеческое сознание. Результат этого «перетягивания» предрешён, так как Психическое существо постепенно, исподволь трансформирует сознание, придавая каким-то его частям более высокое «звучание». Но всё-таки последнее слово остаётся за человеком, который должен дать «согласие» одной из сторон, участвующих в «перетягивании каната». Без «согласия» человека победителей не будет, но человек не может не согласиться, он должен согласиться, так как является живым существом, внешняя часть которого, к счастью, не может быть упорядочена тотально. Тотальная упорядоченность – это полная несвобода и невозможность каких-либо предпочтений, предопределяющих выбор.
Дать согласие – это не означает сказать «да» – это значит, согласиться на соблазн, которым низшая природа как пучком душистого сена соблазняет осла, заставляя его двигаться в нужном для неё направлении. И, кроме того, она надевает на сознание человека шоры, для того, чтобы он не свернул куда-то ещё в сторону от предназначенной ею для него судьбы. Но Психическое существо, трансформируя какие-то части сознания человека, создаёт в нём структуры, которые могут функционировать только в пределах интересов истинной части человеческого существа. Для этих частей внешняя реальность проявленного мира с его меркантильными значимостями – не соблазнительна. Эти части сознания человека ищут в проявленном мире значимостей то, что созвучно им. Древняя мудрость гласит: «когда ученик готов – учитель приходит». Эта фраза свидетельствует о многом: человек, трансформация сознания которого достигла определённого предела, привлекает к себе соответствующие обстоятельства, и человек «услышавший» внутренний зов, обязательно, однажды встретится с учителем.
Итак, каждый человек однажды приобретает непоколебимое намерение, но в одном случае оно формируется в человеке низшей природой, позади которой стоит сатана, и тогда человек окончательно становится обывателем, независимо от социального статуса, в другом же – формирование намерения происходит с сознательным участием самого человека, позади которого стоит его Божественная душа – Психическое существо, и тогда человек становится искателем. Но если обыватель – это окончательная фаза формирования непоколебимого намерения, внедрённого в человека низшей природой, то человек, оказавшийся в положении искателя, находится в самом начале формирования духовного непоколебимого намерения. Для того, чтобы этот процесс однажды завершился, и для человека смыслом жизни стала его внутренняя работа, а всевозможные внешние обстоятельства и внутренние состояния – только средствами для этой работы, человек должен постоянно, используя внутреннее внимание, исследовать свои различные состояния, возникающие в нём по разным причинам. Исследуя самого себя, человек должен постоянно обращать своё внимание на реакции своего истинного духовного сердца, «прислушиваться» к нему, и внутренним волевым усилием не позволять различным отрицательным состояниям реализовать себя во внешнем мире. При этом, вначале частично, а в последствии всё более полно, сознание человека будет вовлекаться в этот процесс самоисследования а, в дальнейшем, при необходимости, в самоограничения. И если человек это делает ежедневно, используя все случаи, когда возникают какие-либо состояния или эмоции, или же реакции эго, то однажды всё его сознание будет захвачено этой работой и у человека сформируется непоколебимое намерение, в котором главной целью его жизни будет стремление к совершенству.
Стремление к совершенству – это творческий процесс, которому противопоказана упорядоченность, потому что в творчестве никогда не известен следующий шаг, при упорядоченности – всегда известно, что сначала, а что – потом.
В более позднем возрасте, когда стимулирующая человека активная сила в значительной степени ослабевает, и на передний план выходит сила, противодействующая положительной силе, человек должен сам, сознательно, стимулировать в себе положительные стремления и противостоять стремлениям отрицательным. Так как духовная работа человека происходит внутри его внешней части, состоящей из физического тела, витала и ума, которые являются средствами низшей природы, при взаимодействии человека с проявленной реальностью этого мира с его значимостями, и место встречи с непроявленными силами, влияние которых человек осознаёт как различные эмоциональные состояния, то человек должен осознанно работать именно с этой внешней частью. Это связано с тем, что внешняя часть человека – это не только исполнительная часть, которую используют различные силы, стремящиеся управлять человеком, но и энергетическая система, позволяющая человеку проявлять свою сознательную волю в необходимом для него направлении. С возрастом эта функция в значительной степени ослабевает и человек постепенно отступает под давлением разрушительной для всего позитивного силы. Человек не должен сдаваться и при помощи сознательной направленной активности поднимать свой энергетический потенциал. Для этого он должен намеренно физически нагружать своё тело – это могут быть физические упражнения дома или ходьба. Мы знаем, что «какого зверя мы кормим, тот и становится сильнее». Мы должны противостоять силе, которая ведёт нас к деградации и, в конечном счёте, к смерти. Это противостояние должно быть во всём: когда нам хочется, чтобы за нас делали какие-то дела, которые мы сами можем выполнять – мы должны их делать сами. Когда у нас возникает соблазн, что-то сделать кое-как, то мы это должны делать аккуратно – как следует. Мы не должны позволять нашему «неохота» или «хочется» управлять нашей деятельностью. Для этого каждый раз, мы должны использовать свою волю.