Шри Ауробиндо говорил, что духовный искатель должен «жить изнутри». Что это такое. Можно подумать, что при взаимоотношении с другими людьми и, вообще с внешним миром, осознавать возникновение в себе всевозможных состояний и эмоций. Но это не жизнь изнутри, а только осознание внутренних реакций на всевозможные внешние события. Для того, чтобы понять смысл этой фразы, сказанной Шри Ауробиндо, нужно рассмотреть некоторые части спектра намерения, под влиянием которых человек находится во взаимоотношениях с реальностью мира.
Позади любого намерения находится побуждение, которое реализуется человеком или во внутренней его работе, или же во взаимоотношениях с внешним миром. Но внешний мир является инструментом низшей природы, которая имеет своё намерение и всё сущее для неё является средствами, которыми она управляет.
Поток намерения – это поток сознания, которое имеет несколько уровней – самый поверхностный – это наименее восприимчивый, наиболее грубый – осознаёт только внешнюю сторону событий и управляет в них человеком. Событие – это реализация потока намерения низшей природы, который может захватить сознание человека и заставить его действовать адекватно намерениям низшей природы. Человек, находясь в состоянии захваченности намерением низшей природы, чаще всего бывает несознательным, а его собственное намерение – подчинённым влияниям низшей природы. Основным стремлением намерения низшей природы является удержание человека в пределах своего влияния, и для этого она использует всевозможные автоматизмы человека и его любопытство. И, конечно же, среди всех её способов, при помощи которых она удерживает человек в состоянии автоматизмов, являются всевозможные соблазны и не последнее место среди них занимает человеческое эго. Исследуя свои состояния, человек может легко осознать, что одним из способов, при помощи которых она удерживает человека привязанным к этому проявленному миру, является отвлечение его внимания на всевозможные пустяки, которые в этот период кажутся ему очень интересными. Кроме того, по каналу внимания всегда течёт энергия, направленная на объект внимания, или, в нашем случае, в сторону низшей природы. Причём, вначале внимание содержит значительно больше энергии, но некоторое время спустя, энергия растрачивается на удержание в поле внимания какого-либо объекта, и тогда намерение низшей природы переключает внимание человека на какой-либо новый соблазн. И снова новая волна энергии течёт в сторону низшей природы.
Что такое низшая природа? Вспомним искушение Иисуса Христа в пустыне, когда дьявол говорил ему: «Мне дана власть над этим миром…». Фактически, все события, происходящие в этом мире, и те, которые связаны со всевозможными конфликтами, и те, которые происходят на полях религиозных противостояний, организуются дьяволом через людей – носителей его духа и через эго, в котором дьявол проявляет себя в каждом человеке. И, кажется, весь мир людей превратился в бурлящий водоворот, в котором нет у людей определённости во внешней жизни и опоры внутри себя. Всё, происходящее в мире можно назвать апокалипсисом, в который неудержимо втягивает всё человечество.
Более тонкая часть сознания человека, имеет более высокую восприимчивость, что позволяет сознанию воспринимать уровень побуждений, провоцирующий человека к их реализации. И на этом уровне возможно осознание, что поток внимания человека, в отличие от внимания внешнего, более устойчив и имеет определённую направленность. И если на поверхностном уровне поток внимания хаотичен в своих направлениях от одного из разделённых объектов к другому, то на более глубоком уровне, на котором некоторые внешние разделённости связываются по созвучию между собой, блоки разделённостей становятся более крупными. И внутреннее внимание, осознающее побуждения, соответственно, уже не так раздроблено и не так хаотично, как внимание внешнее.
Сознание человека можно сравнить с мозаичной картиной, которая соответствует его намерению. Но так как в каждом человеке живёт обыватель, управляемый намерением низшей природы, задачей которой является удержать человека в поле её влияний, то мозаичная картина сознания человека, идущего внутренним путём, является состоящей из двух картин – той, которая принадлежит намерению низшей природы и той, которая соответствует устремлённости искателя.
Воспринимая уровень сознания, в котором проявляют себя побуждения, человек становится более собранным, так как опорой его становится возросшее внутреннее единство. И это можно понять, так как какое-либо одно побуждение вызывает резонансную активность во многих внешних проявлениях, которые прежде выглядели разделёнными и независимыми. И если человек погружается на более глубокий уровень сознания, то у него исчезает потребность отвлекаться на различные, отделённые друг от друга значимости внешнего мира, к каждой из которых низшая природа предлагает человеку прикоснуться своим вниманием, по крайней мере, соблазняет его к этому.
Внутреннее внимание, чаще всего, не пассивно, и имеет определённую цель, оно более тонкое и более глобально осознаёт внутреннюю реальность. И, кроме того, внутреннее внимание имеет способность к различению и волю к удержанию каких-то состояний или отвержение их. Благодаря этому, внутреннее внимание является адекватным инструментом познания внутренней реальности человека, связывающей его со всеми вселенными Мироздания. И у внутреннего внимания есть ещё одна важная особенность – оно способно осознавать внимание намерений и низшей природы и намерений других планов сознания и их сил.
Разумеется, внутреннее внимание является функцией более тонкого уровня сознания, которое способно осознать внутреннюю мозаичную картину мира, которая проявляется не только в индивидуальных психологических особенностях человека, но и его отношении к остальной части этой внутренней картины мира. Можно сказать, что какой бы ни была внутренняя реальность человека, в ней всегда присутствует сам человек – участник бытия этой реальности. У каждого человека внутренняя реальность или внутренняя картина мира, имеет свои индивидуальные значимости, которые соответствуют намерениям или низшей природы, или самого человека, являющегося частью низшей природы.
В каждом человеке – и в обывателе, и в духовном искателе, намерение жизни, и связанная с ним внутренняя мозаичная картина мировоззрения – сходны между собой, потому что содержат в себе необходимые для выживания шаблоны отношений и поведения человека в постоянно меняющихся внешних обстоятельствах. И, конечно, у каждого человека эта базовая картина жизни и шаблоны взаимоотношения с внешней реальностью – индивидуальны. У людей, идущих внутренним путём, в процессе их внутренней работы, постепенно меняется и их внутренняя мозаичная картина, в первую очередь самого себя, а затем и значимостей внутренней картины мира. И тогда, внешняя картина мира, скопированная умом, и отражённая в человеческой памяти, предстаёт как детальная прорисовка мелких деталей общей внутренней картины мира. Но так как ум не является инструментом знаний, то он во внутренней картине мира видит только отдельные детали, но не осознаёт общего смысла картины. Это про него сказано: «за деревьями не видит леса». Конечно, у ума есть свои представления о прекрасном и безобразном, о гармонии и отсутствии всякого созвучия, но его можно сравнить с музыкальным критиком, лишённым слуха. Ум всегда видит детали, и он не способен понять суть целого. Но это касается только изолированного ума, что бывает не так часто, потому, что внутреннее внимание, тайно, всегда присутствует во внешней деятельности ума. И люди судят обо всём, к чему они прикасаются в зависимости от того, что в них преобладает – ум или сердце. Внутреннее внимание, исследующее различные состояния внутренней вселенной человека, содержит в себе способность оценивать исследуемую реальность и способно контролировать направление и интенсивность её проявления во внешнем мире.
Исследуя при помощи внутреннего внимания всевозможные побуждения, человек может однажды осознать, что существует ещё более глубокий и тонкий уровень сознания, в котором проявляются намерения различных планов реальности и различных сил, являющиеся причинами побуждений, проявляющих себя во внешней деятельности человека. Но, восприятие этого уровня сознания связано для искателя с определёнными трудностями. Необходимо, чтобы наблюдающее «я» в человеке было максимально неподвижным. Конечно, степени неподвижности и покоя нет пределов, и существуют ещё более глубокие состояния, в которых человек может осознать причины и цели всего сущего в мироздании, и на этих уровнях нет разделённости между осознающим и осознаваемым, и возможность осознания этих уровней реальности мироздания потребуют от искателя ещё более глубокого покоя и неподвижности, в которой не должно быть ни какой напряжённости. Человек при этом осознаёт себя абсолютно прозрачным, заполненным мягким золотистым светом и лёгким состоянием ананды, разлитой во всём Мироздании. Мне так хотелось здесь добавить: «улыбающейся ананды», так как в ней действительно присутствует эта улыбка любви, сострадания, понимания и всепрощения.
Духовный искатель на пути к этому глубочайшему потоку Божественного намерения, которое поддерживает бытие всего сущего в Мироздании, может осознать, что многие проявления в нём низшей природы, являются источниками всевозможных помех, на пути к состоянию максимальной неподвижности и покоя. Эти помехи или препятствия, прежде не осознанные, должны быть устранены. И непоколебимое намерение человека преодолеть в себе все эти препятствия, и внутренняя работа на путях к этому преодолению, крайне важна, так как только постоянное стремление, проявленное в человеческих усилиях, ведут к трансформации всего его существа.