Шри Ауробиндо говорил, что человек, идущий духовным путём, должен избавиться от эго. Это очень интересная рекомендация, потому что в эволюции сознания Божественного нет ничего лишнего, всё что есть, является для чего-то необходимым. И это касается так же всевозможных событий и процессов. Но, от широты и глубины понимания того, что есть и тех процессов, в которых примет участие человек, зависит структура его сознания, которая может стать более примитивной, чем она была прежде, или же в ней, – в структуре сознания, – откроется возможность бесконечного его восхождения, углубления и расширения.
Тогда мы можем думать, что существование человеческого эго было для чего-то необходимым, и процесс, в который должен войти человек, в котором он будет освобождаться от эго, так же является необходимым. И мы можем спросить: а для чего всё это было необходимо – формирование в человеке эго, процесс освобождения от него и существование без эго. Бог всемогущий, и он мог бы сделать так, чтобы человек не имел эго, если оно не является необходимым. И даже если оно перестало быть необходимым, то без особых усилий мог бы освободить человека от него. Для чего человек должен участвовать в этой работе?
Для эволюции сознания человека было необходимо, чтобы в нём было сформировано эго, затем человек должен был осознать его и приступить к процессу освобождения от него, чтобы подняться на тот уровень сознания, на котором эго для него уже не является необходимым. На самом деле эго – это структура в сознании человека, делающая его созвучным проявленному земному миру. И в то же время, эго это средство, при помощи которого человек привязан к особенностям этого мира значимостей, предназначение которого можно сравнить с яйцом, внутри которого развивается и растёт будущий птенец. Однажды он будет готов выйти за пределы яйца, чтобы стать птицей. Тогда этот проявленный мир для человека является местом, в котором его вынашивает и готовит к рождению его Божественная Мать. И однажды придёт время, когда он должен будет родиться, чтобы стать Гностическим существом, домом которому будет уже не тесный проявленный мир Земли, а всё Мироздание. Процесс освобождения от эго – это перевязывание и обрезание пуповины, объединяющей его с проявленным миром значимостей. Но это освобождение не может быть быстрым, так как человек всеми гранями своего существа был привязан к этому миру, который не только обеспечивал его физическое существование в нём, но и раскрывал, и развивал в нём те возможности, которые необходимы для формирования индивидуальности его личности. И, кроме того, освобождаясь от влияний проявленного мира, человек одновременно должен трансформировать в себе те грани своего сознания, которые должны быть созвучными более высоким планам сознания мироздания.
Эго – это внутренняя психологическая форма человеческой личности, определяющая его способы взаимодействия с внешним миром. Именно эго определяет типы человеческих индивидуальностей, и их способы реагирования на возникающие обстоятельства. И в то же время, эго определяет отношения к себе и к другим людям, к событиям в мире, к природе и ко всему, что он считает принадлежащим к «не я».
В то же время, человек не осознаёт, что он создаёт внутри себя свою вселенную, богом которой является его эго, олицетворяющее его самого. Но так как человеческая вселенная, которую он создаёт внутри себя – это только фантомы, отражающие проявленную реальность мира, пропущенную сквозь призму его эго, то эта внутренняя вселенная человека функционирует по извращённым эго законам мироздания. Так, общим законом Мироздания является служение на благо всего сущего в Мироздании. Преломленный в призме эго этот закон, стал служением какому-то одному лицу или группе лиц со стороны зависимых от них людей. Таким образом, Божественная идея служения на благо всему сущему, превратилась в служение всех народов Земли незначительной кучке «избранных». Более того, это служение стало насильственным, которое пока ещё рядится в маски единства с народом и его стремлениями. Но впереди человечество ждёт грань, перешагнув которую, оно окажется лицом к лицу с безжалостной властью, противостоять которой люди не смогут.
Сознание человека имеет определённую структуру, которая позволяет человеку последовательно находиться в состояниях определённого мировоззренческого равновесия. Можно представить эту идею в виде уходящей вверх в бесконечность спирали, На нижних витках этой спирали расположена основная масса людей количество которых на её более высоких витках уменьшается и там, где-то вверху находятся только их единицы.
Каждый виток спирали, на которой находится человек определяет планы сознания, которым он открыт, и который характеризует его эго. Сознание человека не может подняться на более высокий виток спирали сознания, которая определяет весь спектр сознания Мироздания, пока он не освободиться от влияний, привязывающих его к значимостям того плана сознания, на котором он обитает.
Освобождение сознания от обыденности плана сознания проявленного на планете Земля, не может быть одномоментным, и человек последовательно должен освобождаться от тех зависимостей, которые привязывали его к общепринятому смыслу значимостей проявленного мира. Но освобождение от привязанностей к значимостям проявленного мира, не означает, что человек постепенно уходит из этого проявленного мира, поднимаясь на более высокие планы сознания. Внутренняя работа человека, следующего духовным путём, трансформирует его сознание, делая его созвучным более высоким планам сознания Мироздания. Ведь мы помним, что все планы реальности Мироздания пересекаются здесь на Земле, следовательно, и в самом человеке. Тогда, каждый раз, как духовный искатель поднимается на следующий, более высокий план сознания, во-первых, он становится недостижим влияниям более низких планов реальности Мироздания. Хотя эти влияния никуда не делись, и их вибрации будут продолжать атаковать сознание человека, пытаясь вернуть его в своё лоно. Но все их усилия будут пустыми, так как сознание человека будет для них недоступно, чтобы вовлечь его в сферу их влияний.
Мы прежде уже говорили, что каждый план реальности Мироздания содержит в себе, адекватные его вибрациям формы жизни. И, кажется, что человек, когда сознание его будет освобождаться от влияния более низких планов реальности, а сознание более высоких планов будет нисходить в него, получит возможность воспринимать формы жизни этих более высоких планов сознания. Но это может произойти только в том случае, если его физическое тело, генетический аппарат которого способен воспринимать всю реальность Мироздания, будет настолько трансформировано, что в генетическом аппарате триллионов клеток, откроются возможности восприятия других планов сознания, которые не воспринимались прежде. Обычно, человек воспринимает только «атмосферу» этих планов сознания и намерения сущностей, обитающих на этих планах, как эмоциональные состояния и всплески эмоций. Восприятие человеком привычного для него проявленного мира, скрывает за собой слабо выраженные проявления других планов реальности. Но если человеку, например, в состоянии медитации, удастся полностью не воспринимать проявленную реальность нашего мира значимостей, даже на уровне подсознания, то это приведёт к тому, что он станет воспринимать другую реальность. И, конечно же, многое зависит от направленности намерения человека и степени изоляций его сознания от других влияний.