Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ОПЫТ

Петр Зорин

Внешний и внутренний опыт настолько разительно отличаются один от другого, что между ними невозможно провести какие бы то ни было параллели. Под внешним опытом мы понимаем что-то пережитое нами, или что-либо, чему мы научились. Обычно осознание внешнего опыта происходит задним числом, который воспринимается человеком как сумма информации о взаимодействии с внешними обстоятельствами, или же, как умения, например, профессиональные. Внешний опыт может развить в человеке некоторые способности или качества, влияющие на успешность (или неуспешность) в материальном мире, что в значительной мере может повлиять на судьбу человека, независимо от того, был ли этот опыт положительным или отрицательным.

Внутренний опыт – это осознание каких-то состояний или влияний в период «Здесь и сейчас». Особенностью внутреннего опыта является то, что он становится возможным только тогда, когда сформирована позиция Свидетеля. Свидетель всегда выше того, что он свидетельствует, и это в корне меняет значение происходящего. Мы знаем, что внимание, направленное на какой-либо объект – это мост между тем, кто является источником внимания и объектом, на который направлено внимание. По этому мосту в обеих направлениях течет энергия, которая влияет как на наблюдающего так и на наблюдаемое. Поэтому, можно сказать, что человек, являющийся источником внимания и объект внимания взаимодействуют друг с другом, без чего невозможно восприятие. Более высокая частота вибраций «Свидетеля» несет в себе более высокий энергетический потенциал, и, поэтому, при взаимодействии внимания человека с тем объектом, на который оно направлено, сознание человека остается недостижимым для того, что человек наблюдает. Но это происходит только до тех пор, пока сознание человека не захвачено. И, напротив, более высокие вибрации «Свидетеля» постепенно трансформируют то, что человек осознает.

Есть две разновидности сил, которые могут управлять вниманием человека – это внешние, которые через различные внешние события или внутренние эмоциональные состояния, стремятся привлечь его внимание, и в тех случаях, когда это им удается, то они захватывают сознание, что делает человека покорным этой силе, и используют его энергию в своих целях. Это происходит только тогда, когда сознание человека находится на уровне физического ума. Другими словами, оно в это время лениво, тупо, инертно, не стремится к познанию чего-то нового, так как не способно к каким бы то ни было усилиям, и в то же время оно готово получать удовольствия, если для этого будут подходящие условия. И есть внутренние силы, источником которых являются истинное внутреннее существо человека и его психическое существо, или истинное «Я». Внутренние силы в противоположность внешним делают сознание человека бдительным, восприимчивым, стремящимся к знаниям, и сообщают сознанию более высокий энергетический потенциал. Зная все это, человек начинает понимать, что если внешние причины фиксируют его внимание на себе, или же его внутренние всевозможные витальные состояния овладевают его умом и вниманием, то в этом случае сознание его перестраивается по образу и подобию того, чем оно захвачено. И всё приобретает противоположное значение, если активное внимание человека намеренно фиксируется на различного рода ментальных и витальных движениях, и состояниях физического ума. Находясь под влиянием внимания «Свидетеля», они постепенно трансформируются в соответствии с частотой вибраций «Свидетеля». В связи с этим, физический ум, приобретая более высокую частоту вибраций, перестает быть инертным, ленивым, склонным в своих стремлениях к повторению прежних движений, и теряет свою склонность избегать усилий, необходимых на пути познания мира и самого себя, и становится способным воспринимать и усваивать все прогрессивное, без чего невозможен рост сознания.

«Свидетель», осознавая всевозможные витальные движения, не только позволяет различать их по высоте вибраций, создающих определенные эмоциональные состояния, влияющие на оценку окружающей реальности и взаимоотношения с этой реальностью, но и трансформировать эмоциональные состояния. Кроме того, позиция «Свидетеля» позволяет человеку не только отстраняться от того, что он свидетельствует на витальном уровне, но и вытеснять за пределы своего существа все, что содержит в себе низкие вибрации. Позиция «Свидетеля» позволяет быть бдительным, когда низшая природа пытается вернуть в человеческое существо все, что было вытеснено им, и не давать возможности прежним витальным движениям занимать то место, на которое, как они считают, они имеют право. И, наконец, без «Свидетеля» невозможно успокоить и остановить ум. «Свидетель» – это «мост» между Истиной и сознанием человека. И человек, идущий духовным путем, должен постоянно пребывать в позиции «Свидетеля», что позволит ему не только быть отстранённым от движений низшей природы, но и трансформировать её, приближая к Божественному совершенству.

Опыт на духовном пути – это встреча более высоких вибраций с вибрациям низкой частоты, это встреча более высокого сознания с сознанием низким эгоистическим, в котором преобладают вибрации животной природы. И там, где происходит эта встреча, совершается величайшее таинство Божественного – вибрации более высокого сознания «Свидетеля» открывают возможности, приближающие человека к абсолютной Божественной Истине. Это раскрытие новых возможностей более высоких источников энергии происходит вместе встречи сознания «Свидетеля» и сознания более низкого.

Любая возможность – это источник энергии и в каждой точке пространства, в каждой части человеческого существа существует целый спектр возможностей, из которых только незначительная часть проявлена, в соответствии с тем, частью какой системы они являются. И когда на витальную животную часть природы, несущую в себе низкие вибрации воздействует более высокое сознание «Свидетеля», то в этой же самой витальной природе открываются возможности другой, более высокой части спектра вибраций. И вместе с этим витальная часть человеческого существа получает дополнительную энергию из этих открывшихся возможностей.

Говоря о возможностях, нельзя не сказать о том, что когда они открываются в неживых объектах, то они при этом просто выделяют дополнительную энергию, но если они открылись в каком-то живом существе, то, проявляясь, они приобретают определенные качества, которые соответствует намерениям различных сил, в нашем случае, сил миров низшей сферы, и реализуют себя как определенные качества или способности. Следовательно, в низшей природе так же есть возможности, несущие в себе более высокое сознание, но они остаются скрытыми до тех пор, пока их не коснутся более высокие вибрации, в нашем случае – «Свидетеля». Шри Ауробиндо говорил, что все возможности должны быть открыты, другими словами, все энергии должны быть освобождены, но в этой работе с возможностями есть еще одна интересная и важная особенность, –  когда возможность проявлена, она может быть трансформирована, т. е. переведена в разряд более высоких возможностей, или же вытеснена во внешнюю среду низшей природы. Такого рода работа с не проявленными возможностями выполнена быть не может, до тех пор, пока они не будут раскрыты. Таким образом, следующим шагом эволюции Вселенной может быть трансформация всех возможностей Вселенной в нечто высокое и прекрасное.  

Опубликовано