Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЧЕЛОВЕК И ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ

--

Практически, всегда наше физическое, психологическое и социальное состояние обусловлены нашим внутренним состоянием, которое, очень часто, не осознаётся человеком. Когда мы говорим о наших внутренних состояниях, то имеем в виду, что эти состояния являются следствием структуры сознания, проявлениями нашего эго, которые так же не всегда бывают осознанны человеком, и готовности внешней части нашего существа реализовать эти состояния. Другими словами, все внешние части нашего существа и состояние сознания начинают «звучать» в унисон друг с другом, что приводит к тому, что человек разворачивается к той части реальности внешнего мира, которая «звучит» на той же самой частоте. Это сравнимо с эпизодом из сказки, в которой богатырь подъезжает к камню, на котором предлагаются определённые направления, выбрав одно из них, он, этим самым, выбирает свою судьбу. Здесь следует подчеркнуть, что богатырь выбирает то направление, которое соответствует его внутреннему состоянию, но соответствие выбора, состоянию, в котором находится человек, чаще всего им не осознаётся. Но всё, что происходит с человеком, имеет определённую цель, причём, эта цель имеет внешнюю и внутреннюю направленности. Цель внешняя – это выбор судьбы, в то же время цель внутренняя – это необходимость осознания искателем внутреннего состояния, которое определило выбор очередного шага, ведущего в направлении судьбы человека.

Когда мы исследуем любые внутренние состояния, каждое из которых имеет свою цель во внешнем мире, то должны помнить, что истинная причина внутренних состояний может быть закрыта от нас многими покровами. Причём, поверхностный покров, всегда более грубый и, поэтому, легко различим, а каждый следующий, более глубоко располагающийся покров, скрывающий более тонкую составляющую причины внутреннего состояния, всегда более труден для осознания. И чтобы осознание этого более тонкого покрова стало возможным, человек должен внутри себя создать более неподвижный покой и более глубокую тишину. Например, человеку не хочется ходить на работу, которая по каким-то причинам кажется ему не переносимой. Он заболевает, и возникшее болезненное состояние позволяет ему не ходить на ненавистную для него работу. Конечно, он мог бы уволиться, но это тоже не лучший вариант, так как в результате у него не будет необходимой для его жизни зарплаты, а найти другую работу, которая бы не требовала от него особых усилий и в то же время была бы хорошо оплачиваемой, вряд ли удастся. И выходом из создавшегося положения была только болезнь.

В каждом человеке есть два основных проявления эго – созидательное, или раджасическое эго и разрушительное, или эго тамасическое. Тамасическое  проявление эго только кажется пассивным, в действительности, оно очень активно отстаивает свои позиции и, создаётся впечатление, что оно совершенно сознательно ведёт в человеке активную разрушительную работу, вставляя «палки в колёса» всем положительным усилиям человека, которые необходимы для его существования. Она – эта «тамасическая» часть личности человека, заставляет его постоянно отвлекаться, когда он занять чем-то важным в своей деятельности, выбирать не лучший вариант взаимоотношений с реальностью мира, или же делать выбор тех путей во внешнем мире, которые обязательно приведут к трудно решаемым проблемам и даже тупикам, из которых бывает нелегко выбраться. Эта тамасическая часть человеческого эго в своём арсенале имеет множество инструментов, при помощи которых она управляет человеком. Она заставляет человека быть неуверенным, сомневаться в несомненном, бояться там, где никакой опасности нет, считать низкое высоким, а безобразное – прекрасным и неправильное – правильным. Она является антиподом всему высокому, гармоничному и целостному, стремясь любые позитивные намерения человека свести в конечном счёте, к состоянию хаоса. Это она жалуется на всевозможные несчастья, которые преследуют человека в течение всей жизни, она завидует чёрной завистью и готова уничтожить своего соперника. (Белой завистью завидует раджасическое эго и стремится превзойти своего конкурента). И она же является источником, который стимулирует стремления человека «казаться», а не «быть», потому что «быть» неизмеримо труднее, так как для этого человеку необходимы усилия, адекватные цели. Поэтому бизнесмен в современном мире, стремясь получить максимальную выгоду с наименьшими усилиями, прибегает к всевозможным формам лжи и сговора с имеющими власть.

Но нельзя говорить, что в современном мире только разрушительная тамасическая часть человеческого эго управляет людьми в их социальной активности, некоторые грани раджасического эго так же проявляют себя. Например, при формировании каких-то объектов или налаживании процессов, без которых невозможно производство, научные разработки, без которых невозможно существование современной цивилизации и др. Можно сказать, что фундаментом современного человечества является раджасическое эго, устремлённое к совершенству, но на этом фундаменте сформировалась структура, принципом которой является ложь. И это стало возможным только потому, что у раджасического эго, несмотря на свою устремлённость к совершенству, есть дефект – оно устремлено к совершенству этого проявленного мира, в котором все совершенства – относительны.