Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ПУТЕШЕСТВИЯХ СОЗНАНИЯ

--

Внешние оболочки человека, состоящие из физического тела, витала и ментала, которые используются истинной частью человеческого существа – не одинаковы по своему совершенству. Внешняя часть человеческого существа, которую мы назвали оболочкой, находящаяся под относительным контролем сознания, которое воспринимается человеком (его внешней частью), как его «я», является совершенным биороботом, который способен, руководствуясь программами-инстинктами, вести вполне упорядоченную человеческую жизнь. Эти «оболочки» могут встречаться друг с другом, влюбляться, создавать семью, рожать детей, завидовать, ревновать, становиться наркоманами и делать ещё много чего другого. Им для этого не нужна Божественная душа, хотя они могут быть и религиозными, как это принято среди большинства людей, они могут чем-то увлекаться, так как любые увлечения – это проявления исследовательского инстинкта, они могут стремиться к добру, но при этом предполагать выгоду для самого себя. Действительно, если человек подал подаяние нищему, перевёл старого человека через улицу, уступил место в транспорте и т. д., то свидетели подобного рода поступков будут давать высокую оценку этому человеку.

Кроме инстинктов, как мы уже говорили, внешней частью человеческого существа управляет сознание, спектр которого содержит в себе вибрации всех непроявленных  планов. Этот спектр является результатом преломления влияний истинной части человеческого существа – его центрального существа с его истинным физическим, витальным и истинным менталом и, кроме того, что очень важно, к истинной внутренней части человеческого существа относится Божественная душа – Психическое существо. Таким образом, сознание человека из «монохромного», созвучного истинной части человеческого существа в эпоху Сатья Юга, стало полихромным. Это можно сравнить с мелодией, которая исполнялась прежде одним музыкальным инструментом, а теперь в сознании человека звучит целый оркестр. Но так как внешняя инструментальная часть человеческого существа у различных людей уже изначально имеет не одинаковые предрасположенности, то из всех влияний, идущих из сознания человека, различные люди воспринимают преимущественно только те, которые созвучны особенностям их внешней инструментальной части.

В эпоху Сатья Юга люди воспринимали от своей истинной части только те влияния, которые соответствовали истине, что делало их недоступными влияниям более низких планов сознания, то теперь они оказались лицом к лицу перед множеством вселенных (Шри Ауробиндо говорил о миллионах вселенных), каждая из которых могла влиять на них и они, при определённых условиях, могли взаимодействовать с этими планами сознания или вселенными. Всё изменилось, исчезла прежняя определённость, прежнее райское состояние, и многое в выборе своей судьбы, теперь человек должен был решать сам. Правда, самостоятельность выбора была относительна, так как изначальные, врождённые предрасположенности оставляли человеку незначительное количество вариантов путей, которыми он мог идти.

Возможный выбор, предоставленный человеку, во многом определялся его эго. Здесь коротко остановимся на условиях, в которых формировалось эго. Истинная часть человеческого существа своими влияниями побуждает человека к совершенству, которое преломляясь, формирует в сознании множество вариантов этого стремления. Люди, в которых преобладают более высокие влияния, идущие из их истинной части, в своём стремлении к совершенству, выбирают для себя духовный путь, очень важной частью которого является познание самого себя. На втором месте в спектре сознания находятся люди, которые стремятся к познанию материального мира, от микро до мега уровней. И если мы опустимся ещё ниже в спектре сознания, то увидим людей, которые стремятся к богатству, власти и другим значимостям, которые в различной степени проявляются и в повседневной жизни каждого человека. И теперь понятным становится стремление человека к значимости самого себя – в основе этой склонности лежит стремление к совершенству. Этого стремления не было бы, если бы сознание человека не вмещало в себя весь спектр вибраций планов бытия. Действительно, у человека не будет стремления к совершенству, если в нем потенциально не существуют более высокие возможности. Каждый человек и каждое существо, сознание которых содержит в себе спектр реальности Мироздания или хотя бы часть Его, будет стремиться в направлении более высоких частей спектра. И это стремление к превосходству, к значимости, или хотя бы поддержанию того уровня значимости, который уже имеется у человека, мы можем постоянно наблюдать у людей во всём мире, в том числе и в нас самих.

И когда мы говорим, что на духовном пути нужно полностью избавиться от эго, то это совсем не значит, что мы должны избавиться от сознания – мы должны трансформировать сознание. Но, тогда такого рода трансформация будет происходить в человеке постоянно, по мере его восхождения, и, можно сказать, что эго будет принимать всё более утончённые формы, соответствующие каждому плану сознания. Тогда, необходимость избавляться от эго на духовном пути, означает трансформацию той части спектра в сознании человека, которая соответствует плану, на котором он существует.

Но, если рассматривать спектр истины, как поле правды, которое эманируется истиной, то мы, в этой метафоре получим концентрические окружности, располагающиеся вокруг света истины. И чем дальше от центра располагаются эти окружности, тем меньше света содержится внутри каждой из них, и тем более извращённой выглядит человеческая правда.

Истина, подобно Солнцу, притягивающему к себе планеты, влечёт к себе всё, что находится в пределах кругов поля правды. Но чем дальше от центра, тем это притяжение выражено слабее, и существует «красная линия», за пределом которой это притяжение практически отсутствует. И те люди, правда которых находится с наружной стороны этой линии, никогда не будут стремиться к совершенству, потому что их притягивает всё, что противоположно истине.

Всё живое в планах сознания преимущественно восприимчиво только к вибрациям своего плана сознания. И тогда они замкнуты в пределах своего плана и не воспринимают любые влияния, имеющие не созвучную им частоту вибраций других планов. Эти существа не могут эволюционировать, так как у них не может быть соответствующего стимула – им эволюционировать некуда. Более того, степень закрытости может нарастать, что приводит к полной самоизоляции, если говорить о человеке, то вокруг какой-то идеи, центром которой будет он сам. Но возможен и другой способ закрытости сознания, когда оно сосредоточивается не на объекте, даже если этим объектом будет сам человек, а на пути, ведущему к совершенству. Известно, что истина состоит из всё возрастающих совершенств, которым нет пределов, поэтому, стремление к абсолютной истине – это бесконечный путь. И тогда человек из открытой системы, которая позволяла всем планам сознания оказывать влияние на человека, становится системой полузакрытой, в которой внешние влияния осознанно используются человеком для получения внутреннего опыта. Мы здесь говорили о том, что человек живет в многоплановом мире и в каждого человека вложено стремление к совершенству, что возможно только в том случае, если внутренне человек потенциально так же является многоплановым существом.

Но одного стремления к совершенству не достаточно, необходима воля, которая удерживает это стремление в определённом русле, не позволяя ему, хаотично распространятся во все стороны. Для того, чтобы это стало возможным, человеку даны знания.