Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД НЕВОЗМОЖНЫМ

Петр Зорин

Человек, оказавшийся в тупике невозможного, может свернуться до минимума необходимого, например, объёма знаний, отвергая всё, что за пределами этого объёма; сделать вид, что ничего не произошло, отвергать всё то, что за пределами тупика, согласиться с тем, что тупик – это его участь, или с тем, что события в тупике – естественны, и, поэтому, приемлемы.

Существуют тупики на путях познания реальности мира, в основе которых невозможность понять усвоить и принять реальность такой, какая она есть в действительности. Поле мировоззрения человека не способно вместить в себя всей сложности реальности мира. Имеется в виду, той реальности мира, которая уже познана человечеством. Тогда человек сознательно или бессознательно, отказывается от всего, что не может охватить своим сознанием и оставляет себе ту часть проявления этого мира, которая может поместиться в поле его мировоззрения. Он может осознанно или неосознанно избавляться от того информационного багажа, который не может удержать во всей его целостности. Другими словами, каждому человеку уже от рождения даётся определённого размера поле мировоззрения, которое в дальнейшем, при жизни, он будет засеивать знаниями и различного рода информацией.

У различных людей размеры полей мировоззрения не одинаковы и, поэтому, стремления к знаниям, соответственно, не одинаковы, и вместимость этих полей так же индивидуальны. К тому же почва на поле мировоззрения, уже при рождении, имеет предрасположенность к определённым склонностям и предпочтениям, следовательно, личность будущего человека формируется в пределах врождённых предрасположенностей. И это касается не только полей мировоззрения но и эмоциональной сферы и ментальных возможностей человека. Можно сказать, что физиологический и психологический скелет личности родившегося человека, уже готов к получению жизненного опыта, который он получит в процессе воспитания родителями и под воздействием различных влияний внешнего мира. Поэтому, у каждого человека своя правда и свои тупики невозможного, и свои способы решать возникающие проблемы.

Одни люди, подобно Чеховскому Беликову стремятся занять как можно меньше места в социальном мире, иначе: «как бы чего не вышло», другие уподобляются премудрому пескарю Салтыкова-Щедрина», и в страхе перед всевозможными проблемами этого мира, скромно существуют в пределах своего микроскопического, никому не интересного мира. Немало и  таких, которые согласились с тем, что всей их жизнью распоряжаются другие люди, им и голова нужна не для того, чтобы решения принимать, а чтобы быть послушными и качественно выполнять указания, данные их хозяевами. Для этих людей очень важно, чтобы у них был хозяин, господин, или госпожа, и не потому, что сами они ни на что не способны, а потому, что родились они рабами, без внутренней опоры и устойчивого внутреннего равновесия, и какой-то внутренней пустоты, которую может заполнить только истинный господин. Они жаждут иметь господина, осознают, что без господина их жизнь пуста, и со всей готовностью отдаются в власть тех, которые соглашаются управлять ими. Это люди, которые не мыслят своего существования без господина, даже если он тиран. Они готовы прощать ему его тиранство, потому что он их господин, и что очень важно, он, не смотря на все свои особенности, создаёт в них чувство полноты и завершённости.

Можно предположить, что такого рода люди очень близки к духовным идеям жертвенности, так как всю свою жизнь они стремятся подстроить под желания другого человека, жертвуя многими своими идеалами, стремлениями, даже своей совестью и чувством долга, ради жертвенных отношений со своим господином. Но жертвенность человека должна быть во благо другому человеку или живому организму. И под этим благом не понимается потакание эгоистическим желаниям и побуждениям другого человека, его стремлениям властвовать и манипулировать другими людьми. Но для одних людей некоторые варианты взаимоотношений являются тупиками, в которых он должен изменить свою психологическую форму личности и приспособиться под личность другого человека, потеряв свою прежнюю индивидуальность. Для других же людей, которых можно назвать воинами, такого рода ситуация может стать условиями, в которых он будет формировать своё совершенство.

Но немало людей, которые оказавшись в тупике невозможного, не могут найти другого способа разрешения неразрешимой для них ситуации, кроме самоубийства. Для них значимость тупика невозможного превыше всего, даже из собственной жизни. Но можно встретить множество людей, для которых тупиками являются их собственные желания или стремления. И для разрешения своих тупиковых состояний, они готовы принести в жертву жизни других людей, их материальное и физическое благополучие и даже свою совесть.

Проявленный мир, в котором обитает человечество – это глобальный тупик невозможного, в котором находится человечество. Но, как мы уже говорили, одни люди пытаются как-то приспособиться к тупикам и играют какую-то роль, из множества ролей, в пьесе, разыгрываемой в этом тупике. Другие, в этой пьесе, довольствуются ролью статистов и обслуживающего персонала, третьи оказываются на задворках сцены жизни. И лишь немногие осознают смысл ролей, которые играет человечество, и пытаются использовать содержание этой общечеловеческой пьесы для выхода за её пределы. Они знают, что любое слово, любое действие одновременно указывает два направления, в которых может идти человек. Но одно из этих направлений содержит в себе тенденцию нисхождения на более низкие планы сознания, а другое – ведёт к его более высоким уровням.

Опубликовано