Подавляющее большинство людей не имеют собственного намерения, которому они подчиняли бы свою жизнь. Люди могут находиться в потоках различных намерений. Одни из них погружены в поток намерений низшей природы, который полностью определяет их интересы, стремления, величину значимостей окружающего их мира и способы взаимоотношения с реальностью, в которой они живут. Другие пытаются формировать своё собственное намерение, в пределах этого мира значимостей. Для этого они используют цели и средства окружающей их реальности. Третьи своим намерением, считают обслуживания намерения других людей, например, своего мужа или своей жены, иногда, своих детей. Это люди без собственного лица, или даже головы, которая им вроде бы и не нужна, так как есть голова у того человека, которому они доверили управление собой. Четвёртые стремятся выйти из-под влияния намерения низшей природы, потому что услышали зов своего сердца – Божественной души, которую Шри Ауробиндо назвал Психическим существом. И если первые три типа людей по своей сути всё ещё находятся под влиянием своей животной природы, которая в своей активности следует своим инстинктам и влечениям, то четвёртый тип людей стремится выйти за пределы зависимости от низшей природы. Фактически, первые три типа людей, намерения которых формирует низшая природа, недалеко ушли от животного мира, став цивилизованными. Их стремления, по сути, те же самые, что и у животных, например, у приматов, целью которых является благополучие, продление рода, власть над себе подобными и удовольствия. Они так же стремятся к знаниям, в том объёме, который необходим для их существования, и так же сражаются друг с другом за территории, когда это необходимо для их выживания. Но в основе такого способа существования находятся инстинкты, что характерно и для человека.
Животный уровень бытия характерен автоматизмами, через которые себя проявляют инстинкты, поэтому программы, вложенные в человека, которые определяют его инстинкты, желания и влечения, так же можно отнести к автоматизмам. И, кроме того, реальность проявленного мира формирует для человека внешние необходимости, которые во многом и определяют направления его социальной активности. И всё это вместе создаёт условия, в которых развёртывается человеческая судьба. Современного человека ещё нельзя назвать Человеком – он только переходное существо, как сказал о нём Шри Ауробиндо.
Тогда можно четвёртый тип людей назвать путниками, идущими по пути трансформации переходного существа в Человека, которого Шри Ауробиндо назвал Гностическим существом. Особенностью этого этапа развития сознания, является необходимость осознанного участия человека в своей собственной эволюции. Эта необходимость вызвана тем, что путь, ведущий к супраментальным мирам, и открывающий Человеку все планы сознания Мироздания, начинается в глубинах человеческого существа, а проводником и учителем на этом пути, является его Божественная душа – истинное «Я» человека, которое находится позади его сердца. Четвёртый тип людей – это те, которые освобождаются от захваченности намерениями низшей природы, чтобы следовать путями Божественного намерения.