Широта сознания человека не зависит ни от количества информации, которой владеет человек, ни от его эрудиции. Человек может иметь энциклопедический ум, у него могут быть исчерпывающие знания в какой-либо области, и все же его сознание при этом может оставаться узким. Более того, человек может идти духовным путем и быть предельно искренним на этом пути, но и в этом случае его сознание может оставаться узким. Можно воспринимать этот материальный мир, оставаясь на стороне проявленной реальности, и можно воспринимать его со стороны трансцендентного, но и в этом случае еще нельзя утверждать, что у этого человека сознание стало широким. Оно становится широким только тогда, когда человек одновременно воспринимает многие ипостаси Божественного непроявленного, через которых Он создаёт проявленную Вселенную, осознает цели этого проявления и способы, используя которые человек может следовать этим целям.
Можно иметь глубокое, но узкое сознание, достигающее вершин Божественной реальности, но, достигнув их, не видеть цели реальности такими, какие они есть в действительности, или видеть какую-то одну грань реальности, не осознавая остальные, и отсюда заблуждаться в смысле всего сущего на Земле и мирах низшей сферы. Например, искать пути избавления от страданий всего сущего на Земле, в то же время не осознавая, для чего Божественный создал мир таким, в котором все живое вынуждено быть в постоянном поиске путей, на которых они найдут прибежище от проблем и страданий. Другие, осознав что в проявленном мире счастье всегда мимолетно, ищут пути к источнику вечного счастья и радости, чтобы раствориться в нем. Третьи ищут утешения в посмертном существовании, а четвертые – в радостях и удовольствиях этого проявленного мира. Но есть путь, который не отвергает проблемы этого мира, и напротив, даже использует их, как необходимые факторы, без которых невозможно достижение той цели, ради которой существует Земля. На этом пути все сущее представляет собой часть духовной практики, по мере развития которой человек освобождается от привязанностей к ценностям, идеям, мнениям и, наконец, от своего эго. Что дает ему возможность подняться на более высокий уровень сознания. Но и на этом уровне есть свои привязанности и зависимости, от которых духовный искатель так же постепенно освобождается, чтобы подняться на следующую ступень восхождения своего сознания.