Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ

Петр Зорин

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ – не поступай с другим так, как ты не хотел бы, чтобы они так же поступали относительно тебя. Мораль – в переводе с латинского языка, moralis – нравственность – выражение необходимости целесообразного взаимодействия в обществе, сумма правил, вырабатываемых самими людьми и закрепляемых в общественном договоре взаимных обязательств, которые люди берут на себя, с целью справедливого удовлетворения каждого. Мораль обеспечивается не внешним, а внутренним контролем над самоограничением и опирается на чувства долга, чести и совести.  Мораль занимает важное место в спектре добра и зла. Когда мы говорим, что мораль обеспечивается не внешним, но внутренним контролем, то, конечно же, это становится возможным, когда человек исследует свои внутренние состояния, определяющие его поведение, или же отношение к кому-либо другому человеку. Этим человеком может быть некто посторонний, благодетель, учитель, спаситель и тот с которым судьба связала вас на всю вашу жизнь. Жизнь людей, основанная на нравственности, всегда ведёт не только к гармонизации отношений, но и к гармоничному развитию своей собственной личности. Правда, нравственность создаёт для её носителя состояние относительной несвободы, которой некоторые люди тяготятся. Но, в действительности эта несвобода, скорее направлена на эго, которое стремится к вседозволенности. Для эго стремление к единству, гармонии отношений, нравственности, опоре на совесть, честь, чувство долга, равносильны несвободе и попранию чувства собственного достоинства. Поэтому, безнравственный человек не считает себя таковым, но осознаёт себя как человека независимого, для которого безнравственная свобода дороже, чем страдания близких людей или мнения других людей, которые считают свободу вседозволенности порочной.

Ещё в советский период в крокодиле однажды появилась небольшая статья, в которой директор и его зам. поехали отдыхать в Крым. Дальше события описывает молодой и энергичный зам: "Я не понимаю, почему мои подчинённые относятся ко мне без должного уважения, удивлялся энергичный зам. Я всегда очень корректен со всеми, с которыми общаюсь, и никогда не позволяю себе каких-то вольностей. Вот, например, поплыли мы с шефом до буйков, и расстояние то небольшое, а он, смотрю, выдыхается, а ещё обратно плыть надо. Я ведь мог легонько придавить его лысую голову и подержать её под водой пару минут, и шефа бы не было, но я же не стал это делать. Да и на обратном пути он до берега бы не доплыл, если бы я не поддержал его, но я же помог ему. Правда, он после этого заплыва больше никогда к берегу близко не подходил. Мне даже нравится моя сдержанность, за которую меня должны уважать все мои подчинённые. Они знают, что на каждого из них у меня есть досье, и если кто-либо из них позволит себе вольности, то я могу так придавить его, что мало не покажется. Но я же не делаю этого и, тем не менее, никакого уважения с их стороны…" Этот случай, описанный в «Крокодиле», и рассказанный мной своими словами, является замечательный пример ложной морали, при которой человек ничего аморального не делает, но в то же время является воплощением безнравственности. Но ещё чаще встречается аморальное поведение, при котором человек, поступая аморально относительно своего близкого человека, категорически возражает о возможном аморальном поведении этого человека относительно себя самого. Мне можно быть безнравственным, например, относительно своей жены, а ей нельзя быть безнравственной относительно своего мужа. Такие люди вдвойне безнравственны, так как низводят близкого человека, которого называют любимым, до положения второсортного, на страдания которого можно и не обращать внимания. Мы однажды говорили о том, что у каждого человека своя правда, но в данном случае реальная правда безнравственного человека значительно ниже правды близкого ему человека, который страдает от его безнравственности.

Мораль регулирует поведение человека, чтобы оно не было асоциальным. Роль сознания проявляется в том, что человек должен не только исследовать своё поведение, но и дать ему моральную оценку, в которой на первое место ставится гармония отношений. Исследуя себя, человек должен мотивировать свои действия, давать им обоснование. Но при этих исследованиях человек должен быть искренним, так как обоснование может быть ложным, объясняющим и подтверждающим вседозволенность. При ложном обосновании человек пользуется кривой логикой, которая для других людей не очевидна. Правда, такой человек и сам в глубине души осознаёт свою неправоту, но крепко держится за неё, так как она оправдывает его аморальность. К морали относятся такие понятия, как совесть, чувство личного достоинства, и чести.

Моральные требования к человеку имеют в виду следование общим нормам и принципам поведения. Нормы морали, которые являются выражением реальных отношений людей друг с другом, к семье, нации, государству. Оценка морали должна происходить с позиции долга, справедливости, чести или бесчестия. Выполнение моральных правил основано не на законах, а на совести и гранями его являются справедливость надёжность, верность. Мораль – это составная часть индивидуального микрокосмоса. Одним из проявлений которой является идея равенства при взаимоотношениях и взаимной ответственности.

Когда мы говорим о духовной практике, то должны согласиться с тем, что любой человек, избравший для себя внутренний путь, начинает его в этом проявленном мире значимостей с его законами, правилами и нравственностью, которые контролируют динамику человеческих взаимоотношений. Но нравственность должна проявлять себя и в отношениях человека к природе. Таким образом, нравственность становится своеобразным эталоном гармоничных отношений человека ко всему, что его окружает. Даже законы, догмы и правила могут быть безнравственны, но истинная мораль не может быть безнравственной. Обратите внимание на нравственность справедливости и безнравственность выгоды, которая особенно ярко проявляется при капиталистическом ведении хозяйства, целью которого не является благо для человечества, но выгода, которая очень часто культивируется в ущерб человеческому благу – его здоровью и материальному положению. Особенно ярко проявляются идеи выгоды в банковской сфере – одной из основ капиталистической системы. Одной из основ духовного пути является нравственность, без которой невозможен какой бы то ни было прогресс на пути, ведущему к бесконечному совершенству.

 

Опубликовано