ЗНАЧЕНИЕ МЕДИТАЦИЙ В ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ.

Сначала об условиях, необходимых для медитаций. На успешность медитации, влияют многие причины даже такие - сыты вы или голодны. Во-первых, необходимо, когда вы только что начинаете практику медитации, назначать время, когда она должна проводиться. Это необходимо для того, чтобы все ваше существо подготовилось к этому времени. Пусть этот ваш день будет ожиданием предстоящего священнодействия. Вы стараетесь быть максимально спокойным и ничем не захваченным - никакими интересами и никакими эмоциями. В этот день вы ведете себя так, как будь-то вы «не от мира сего». Периодически напоминайте себе о предстоящей медитации. Пусть внутри вас будет сторож, поддерживающий состояние ожидания медитации. Старайтесь в этот день как можно меньше тратить попусту энергию. Мы знаем, что энергия тратиться на разговоры, на эмоциональные реакции, на любые зрелища, не содержащие в себе информацию, а только возбуждающие витал. Поэтому будем в этот день немногословными, говорить не то, что хочется, а только то, что необходимо  собеседнику, наблюдать за своими эмоциями, чтобы не быть ими захваченным. В этот день желательно не смотреть боевики или фильмы ужасов по телевидению, и все что возбуждает эмоции.

Когда придет время медитации, сядьте удобнее, чтобы не заснуть, пусть ваша спина будет прямой. Желательно не опираться на спинку кресла. Закройте глаза и привяжите ваш ум к дыханию. Пусть ваше дыхание будет независимым от вашего ума, постарайтесь быть только наблюдателем. Обычной помехой в медитациях является ум, которому постоянно нужно касаться какого-либо объекта, будь то событие, идея, планы на будущее или переживание по какому-то поводу. В том случае если мы дадим ему какую-то работу, так чтобы он у нас не занимался чем попало, например, заставим его наблюдать за дыханием или вслушиваться в состояние частей тела, последовательно от головы до ног или от ног до головы, мы его привяжем к этой работе и он постепенно успокоится, что даст возможность в последующем иметь хорошую медитацию. Но человеческий ум имеет плохую привычку по мере успокоения отключаться и тогда приходит сон. Необходимо, чтобы он остановился, а не отключился. По этому, когда у вас появится желание опереться на спинку кресла, не потворствуйте ему, это симптомы приближающегося сна, будьте бдительны.

На какой бы части нашего существа мы не сосредоточили свое внимание, если оно достаточно неподвижно, мы не найдем пустоты. Мы состоим из многих тел и каждое из них может восприниматься по-своему. Если мы пытаемся осознать различные части своего тела, то это совсем не означает, что мы осознаем только кожу, мышцы, кости или же еще какую-то структуру нашего тела. Фокус нашего внимания этот период будет прикасаться, возможно, к тем вибрациям, которые излучаются нашим телом, или же к какой-то части одного из наших тонких тел. При достаточно спокойном внимании мы обязательно будем что-либо осознавать, только не пустоту.

Итак, мы приняли устойчивую позу, привели свой ум в состояние покоя. а теперь сосредоточились внутри груди справа от сердца. Если ум спокоен, а внимание неподвижно, то некоторое время спустя вы обязательно осознаете некое внутреннее пространство, заполненное светом. Старайтесь, осознавая это пространство, оставаться как можно более неподвижным, не позволяйте даже обрывкам мыслей появляться в вашем уме. И тогда, вы осознаете, что пространство, в котором вы присутствуете, имеет плотность. Оставайтесь максимально внимательными и неподвижными и тогда, возможно, вы осознаете, что в этом пространстве, в котором вы находитесь, присутствует движение, принадлежащее самому пространству. Вы осознаете его только потому, что как свидетель, вы более неподвижны, чем-то, что вы наблюдаете. При продолжении этой работы, вы можете осознать, что как свидетель или наблюдатель, вы способны стать еще более неподвижным, что в дальнейшем даст вам возможность изменить пространство вокруг себя. Оно станет более светлым и спокойным по сравнению с тем, в котором вы находитесь прежде. В действительности, вы в это время осознаете другое из ваших тонких тел, состоящее из более тонких энергий, вибрации которого более высокие, поэтому пространство вокруг вас, как свидетеля, осознается более неподвижным. Станьте еще более неподвижным наблюдателем своей внутренней реальности и вы этим самым переместитесь в еще более тонкое тело вашего внутреннего пространства. Кстати, витальные и другие тонкие тела, которые вы способны осознавать, по своим размерам превышают физическое тело и поэтому вы можете их осознавать даже за пределами своего физического тела. Например, когда вы осознаете в себе состояние ананды, или тело Кришны, как об этом говориться в Интегральной йоге, то вы, вполне возможно, будете осознавать это состояние и за пределами своего физического тела. Но продолжайте оставаться все более неподвижным свидетелем внутреннего пространства, и некоторое время спустя, вы осознаете мягкие и спокойные волны, в которых будет присутствовать и нежность, и любовь, и блаженство, и, возможно, при этом вы осознаете состояние вечности, которое содержат в себе эти волны. Это аура вашего психического существа. Оставайтесь неподвижным свидетелем. При  этом ни на физическом, ни на витальном и ни на ментальном уровнях не должно быть даже минимальных движений. В это время вы даже не личность, а только безличностный свидетель того, что перед вами и вокруг вас. Человек только тогда осознает себя как личность или индивидуальность, когда в нем присутствует хотя бы в минимальном количестве его динамическая часть. Переход на более высокие уровни сознания возможен только в атмосфере статики, а нисхождение на более низкие ступени реальности или сознания, что в данном случае одно и то же, в динамической фазе реальности. Наш ум, витал, и физическое тело обычно прибывают в динамическом состоянии, что ассоциируется нами с жизнью, и это одна из главных причин, почему человеку трудно восходить по ступеням сознания, следуя путями Божественной истины. Восхождение нашего сознания становится возможным, как только мы осознаем способность нашего «свидетеля» намеренно переходить в состоянии все большей неподвижности.

Всё проявленном и не проявленном мирах содержит в себе статику и динамику, в том числе и человек, являясь частью реальности Вселенной, имеет как свою статику, так и свою динамику. Если с этих позиций рассматривать человека, то его можно изобразить как конус света, исходящего из какого-то небесного источника. Вершина этого конуса несет в себе абсолютный свет, который по мере того, как мы будем опускаться к его основанию, будет становиться все менее ярким, и в самом основании этого конуса свет практически отсутствует. Одной очень важной особенностью этого конуса, который является только символом реальности человеческого существа, является то, что каждый его горизонтальный срез по своей структуре не однороден. В самый центр его опускается луч света из вершины конуса, оставаясь неизменным, который соединяет все уровни этого конуса с его вершиной, содержащей в себе абсолютный свет. И на каждом уровне человеческого тела от центрального луча света отходят тончайшие ветви света, благодаря которым возможно существование жизни. Таким образом, человек может достичь абсолютного света на любом уровне своего существа, даже на самом низком. Но трудность этого процесса заключается в том, что никакие усилия, которые будет прилагать человек, не позволят ему даже на йоту продвинуться к центру этого конуса. Дело в том, что поверхностные части каждого уровня этого конуса имеют наиболее грубые вибрации, по сравнению с теми, которые мы можем встретить на пути, ведущем к его центру. И если высокие вибрации могут беспрепятственно проникать в те уровни реальности, которые имеют более низкие частоты вибраций, то обратный процесс совершенно невозможен, потому что чем выше частота вибраций тем выше энергетический уровень этой субстанции. Следовательно, чтобы приблизиться к «центру» своего существа, человек должен вначале изменить свое сознание настолько, чтобы оно по частоте вибраций стало соответствовать центральной части конуса «его существа». Для того, чтобы изменить свое сознание до такой степени, чтобы оно по уровню вибраций стало соответствовать центральной части конуса или его вершине, что одно и то же, сознание человека должно подняться к этой вершине, свет которой трансформирует его. и только после этого, имея высочайшее сознание, станет возможным с самого нижнего материального уровня этого конуса, который олицетворяет собой плотную материю человеческого тела, пройти к центральной части её, в которой заключен абсолютный свет и соединить материю тела человека с центром супраментального света. Только тогда будет создан мост между высочайшим светом истины и физическим телом человека и только тогда станет возможной трансформация этого тела в тело гностического существа.

Все это было бы невозможным, если бы человек однажды по собственной воле захотел бы изменить себя или свои вибрации из низких в более высокие. Для того чтобы у человека возникло побуждение такого рода, и он захотел бы совершить определённые усилия, необходимые для достижения какого-либо более высокого состояния, он должен знать направление, в котором он эти усилия должен делать, и он должен знать что именно он может достичь, двигаясь в этом направлении. Внешняя часть человеческого существа не является объектом знания, она может пользоваться только информацией. Поэтому, ни в уме человека, ни в его витале или в физическом существе нет знаний направления, в котором они должны эволюционировать. Знание есть только в центральной части его существа, которая содержит в себе абсолютный свет. Следовательно, стремление сознания человека ко все возрастающему совершенству позади себя имеет ту истинную часть в себе, которая знает не только направление пути, но и сред­ства, необходимые для этого и конечную цель его. Хотя любой конец - это только начало чего-то другого. И было бы не правильным говорить, что это человек делает духовную работу. Но можно согласиться с тем, что человек только инструмент божественной воли в этом мире.

А теперь конус, состоящий из многих уровней сознания, опустим вниз, к его основанию и получим одно плоское кольцо, внешней частью которого будет физическое тело, а ближе к центру – более тонкие тела человеческого существа. И только в центре будет гореть ослепительный огонь Божественной истины, и нам становится понятно, для чего Шри Ауробиндо поднимался по ступеням сознания до тех пор, пока не достиг супраментального уровня и почему он «указал матери Мирре путь в тело». Нет другого пути, ведущего к супраментальной трансформации тела, кроме того, каким прошел Шри Ауробиндо.

Но вернемся к медитации. Возможно, теперь нам понятно, что источником абсолютного покоя, которого мы должны достичь, является наша истинная часть, находящаяся позади сердца. И она, эта часть, ведет нас по пути, на котором однажды произойдет встреча с ней. Она уже изначально побуждала человека к поиску самой себя, и для этого постепенно меняла значение ценностей материального мира, показывая человеку ничтожность их самих по себе. В дальнейшем человек понял, что все, что он прежде считал ценностям мира, ради которых он родился на Земле, на самом деле не цель, но только средства, при помощи которых Божественный ведет человека к его совершенству. И по мере изменения ценностей материального мира, человек все в большей степени поворачивается лицом к Божественной истине, следовательно, позади всех этапов медитации находится истинное «Я» человека. Это оно одновременно находится в двух местах. С одной стороны оно является центром абсолютного покоя, который притягивает к себе сознание человека, а с другой оно управляет сознанием человека, указывая ему направление, в котором он должен концентрироваться. Но внешняя часть человеческого существа, управляемая низшей приро­дой, через раджасическое эго, не хочет меняться и стремится следовать своим путем, определяемым ценностями материального мира. Поэтому человек, ставший на духовный путь должен привести эту внешнюю часть в состояние пригодное для внутренней работы и не позволять ей заниматься самоуправством.