О ВОСПИТАНИИ В СЕБЕ ТЕРПЕНИЯ

Не следует отождествлять терпение и терпимость. Правда, как в терпении так и в терпимости есть одно общее качество – способность сдерживаться, не реагировать на ситуацию. Но терпимость – это принятие ситуации такой какова она есть, даже если эта ситуация для нас неприемлема. При терпимости нам предлагают меняться самим и не в сторону отвержения чего-то неблагоприятного для нас, а в сторону принятия тех обстоятельств, которые, возможно, для нас могут быть разрушительными. Для того, чтобы люди не отвергали идею терпимости или же что-то ещё – неприемлемое, их русское название заменяют на иностранное слово. Так, терпимость стала толерантностью, убийца – киллером, а проститутка – путаной. Не правда-ли, в иностранном звучании русские слова выглядят более привлекательными, а их смысл в значительной степени размывается.

Терпение – это выдержка, в которой человек «выдерживает» какое-то время, прежде чем позволит себе ответную реакцию на какие-либо события, касающиеся его самого. «Его самого» – это не только его персоны, но и его взглядов, предпочтений, социальных и других ценностей, которые являются опорой его индивидуальности. Терпение позволяет человеку быть объективным, справедливым и адекватным человеком. Но для того, чтобы это стало возможным человек должен быть бдительным.

Терпение и бдительность невозможны, если у человека нет определённой цели. Терпение даёт человеку паузу, в которой он, будучи бдительным, успевает осознать возникающую в нём эмоциональную реакцию на какие-то внешние влияния, которая рождает соответствующее побуждение, к ответной реакции на эти внешние воздействия. Но эти реакции могут увеличить дистанцию отношений, в чём человек может быть не заинтересован. Но, если человек занимает положение господина или находится в подчинённом положении, то терпение и бдительность дадут ему возможность подтвердить своё место в психологических взаимоотношениях и сохранить привычную дистанцию отношений.

Если же человек следует духовным путём, то бдительность и терпение дадут ему возможность осознать не только появляющиеся в нём какие бы то ни было эмоциональные состояния, влечения, желания или побуждения, но и не позволить им усилиться и овладеть им. Что же должен делать человек, чтобы эти качества, я имею в виду терпение и бдительность, стали в нём достаточно выражены, чтобы не допустить овладения им различными эмоциональными состояниями. Первое, как уже говорилось здесь, у человека должна быть цель. Вначале этой целью может быть отстранение от эмоциональных реакций, что сделает его независимым от них, как инструментов низшей природы. В дальнейшем целью может стать формирование «Свидетеля» и удержание в себе состояние равновесия и неподвижности ума, которая автоматически устанавливается при создании внутри себя состояния полного покоя. И, кроме того, при этом в значительной степени возрастает восприимчивость человека, что позволяет духовному искателю не только вовремя осознавать всевозможные состояния, но и расширять поле восприятия.