Когда человек извиняется за свою нетактичность или же за какие-то неправильные поступки, то это не следует считать покаянием. Извинение в таком случае следует воспринимать, как стремление нейтрализовать что-либо неправильное. Когда же один человек просит прощения у другого человека, то это так же нельзя считать покаянием, так как и в этом случае он просит другого человека простить его за внешние неудобства, которые он ему создал.
Истинное покаяние не может быть перед человеком, но только перед Богом или Божественной Матерью, я не имею в виду мать, которая родила Иисуса, но Божественную Мать – творческое начало Бога. Покаяние перед Богом – это просьба о помощи, когда человек, используя свою волю, не может справиться с чем-то в себе, принадлежащее низшей природе. Он осознал в себе какое-то проявление низшей природы и прилагал усилия, чтобы не потакать этим проявлениям, но воля низшей природы оказалась сильней его воли. И тогда он обращается к Богу, раскрывая перед ним свои внутренние проблемы, рассказывает ему о тщетных усилиях, которые он прилагал, чтобы преодолеть эти проявления низшей природы в себе. И тогда Бог обязательно поможет ему. Это и есть покаяние. В нём человек полностью раскрывается перед Богом и он твёрдо верит в то, что Бог поможет ему. Но, если человек не искренен, и в глубине своей витальной души ещё сожалеет о том, что он потеряет одно из проявлений низшей природы, которое нравится ему, если Бог действительно поможет ему; или же, предлагая Богу свои непосильные проблемы, устраняется от своего личного участия в дальнейшем решении этих проблем, надеясь на то, что Бог всемогущ и поэтому сам за него решит все проблемы, то такое покаяние не будет искренним, и Бог не будет помогать этому человеку.
Но покаяние можно рассматривать как задачу, которую Бог ставит перед человеком, для того, чтобы человек, решив её, стал более совершенным. Шри Ауробиндо говорил о покаянии, что оно только тогда имеет смысл, когда человек споткнулся в чём-то, понял причину произошедшего, и пошёл дальше. Но причину произошедшего человек должен искать только в себе самом, а не во внешних обстоятельствах. Ниже приведу в пример маленькую притчу:
Однажды на перекрёстке дорог встретились два человека, дальше их путь лежал в одну сторону и они разговорились. Один из них шёл в город, чтобы купить на рынке саженцы для своего будущего сада, а второй – на исповедь к батюшке в церковь.
– А мешок для чего с собой взял, наверно тяжело нести-то?
– Да это батюшке свои грехи на исповедь несу.
На обратном пути они, случайно, встретились и до перекрёстка вновь шли вместе. Настроение у исповедника было весёлое, так как наконец-то избавился от своей неудобной ноши. Вот попутчик, который с рынка нёс саженцы и говорит ему:
– Мешок у тебя уж больно большой, может тележку для такого богоугодного дела приспособить.
– Да я уж сам об этом думаю – слишком быстро грехи накапливаются. Для себя давно обнаружил, что грехи то одни и те же. Уж и батюшка это заметил, предлагает чаще на исповедь ходить.
Разумеется, такое освобождение от грехов нельзя назвать покаянием, потому что внутри человек остаётся одним и тем же – неизменным. Неизменным он может остаться и тогда, когда его обвиняют в чём-то и требуют, чтобы он признал вину и в будущем не совершал подобного рода поступков. Никто не хочет быть виноватым, даже тот, который стоит на духовном пути. Люди всегда хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле, не только в глазах других людей, но даже в своих собственных, так как у каждого человека своя правда, которая позволяет какие-то элементы лжи. А если правда позволяет, то человек не замечает лжи и обвинения другими людьми считает незаслуженными. Он при этом или оправдывается, или отвергает обвинения. Но в любом случае внутри себя не считает что он в чём-то виноват и будет использовать те внешние формы взаимоотношений, которые будут скрывать ложь его «правды». Каждый человек защищает свою правду, так как она является одной из основ его личности. Очень важно не обвинять человека в его поступке, а привести его к пониманию неправильности того, что он сказал или сделал.