Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

БЕСПРЕДЕЛЬНЫ ЛИ ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ, ВЕЧНОСТЬ, ВСЕВЕДЕНИЕ И ВСЕМОГУЩЕСТВО

--

Шри Ауробиндо сказал, что Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим. Поэтому всё Мироздание с его бесчисленными вселенными и сотнями миллиардов больших галактик и триллионами галактик малых. И каждая из них имеет многие миллиарды звёзд и, вращающиеся вокруг многих из них планеты. Мать - соратница Шри Ауробиндо, рассуждая о принципах строения Мироздания, говорила о своеобразной иерархии жизни, формы жизни одного порядка являются клетками форм жизни более высокого уровня. В свою очередь эти существа более высокого уровня являются клетками принадлежащими телу существа ещё более высокого уровня. Этот принцип построения иерархии жизни находится в основе формировании целых вселенных, каждая из которых является своеобразной индивидуальностью.

Но не следует предполагать, что мироздание заполнено своеобразными телами-вселенными, каждое из которых соприкасается с соседними аналогичными телами. Каждая из вселенных совмещена с другими вселенными, и все они составляют Мироздание. Каждая из вселенных «звучит» в своей гамме вибраций, и есть вселенные, которые отстоят друг от друга на какой-то отрезок времени. И, кроме того, в иерархии планов сознания внутри каждой вселенной, любой план имеет свою проявленную реальность для форм жизни, обитающих на этом плане. Но, в действительности, несмотря на такое разделение все планы сознания, все вселенные и всё Мироздание функционируют как одно целое – Великое тело Бога. Но мироздание, которое мы называем Богом, не единственная структура жизни в беспредельном Абсолюте, и наше Мироздание – только одна из мириадов подобных «клеток» в невыразимом теле Абсолюта. Но на этом жизнь в беспредельном Абсолюте не ограничивается. Существуют ещё более высокие уровни бытия, с позиций которых наше мироздание по своим размерам подобно математической точке.

В «Изумрудной скрижали» Гермес Трисмегист говорит: что вверху, то и внизу и что внизу, то и наверху. И уже в наше время есть свидетельство этому утверждению: в 1922-м году А. А. Фридман – основоположник современной физической космологии, изучая субатомные структуры, высказывает предположение, что кварки – это свёрнутые вселенные и, возможно, реальность, в которой мы живём, является в действительности кварком. М. А. Марков – академик советской Академии наук, основные труды которого посвящены квантовой теории поля и физике элементарных частиц, предложил назвать кварки в честь А. А. Фридмана – фридмонами. В своих работах он говорит, что внешние размеры и масса этих частиц мала, но внутренние размере и масса могут быть несопоставимо велики за счёт искривления пространства. И в качестве фридмонов можно рассматривать все вселенные многомерного времени. Обратите внимание академик Марков считает, что время многомерно. И в каждом измерении времени, скорость движения которого не совпадает с нашим земным временем есть своя реальность и свои формы жизни. На Земле все эти времена пересекаются, поэтому мы здесь видим большое разнообразие форм жизни. Но это свидетельствует о том, что каждый человек живёт на перекрестке времён и различные части его существа живут в своём времени. Если бы человек существовал только в своём времени, то он был бы не способен воспринимать другие формы жизни, каждая из которых живёт в своём времени.

Но вернёмся к фридмонам, пространство и время в которых могут быть настолько искривлены, что такая гигантская система как Мироздание, в котором мы живём, может свернуться в кварк. Но в свёрнутом в кварк мироздании так же есть бесчисленное количество атомов с кварками внутри протонов и нейтронов, которые так же могут быть свёрнутыми Мирозданиями. И тогда мы получаем бесконечную систему жизни, которая не имеет своих пределов, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

А теперь представим себе улитку, у которой есть своё царство, и которым она с удовольствием управляет. Правда, у неё есть трудности управления отдалёнными территориями – она всё-таки улитка, да и управляет она улитками, которые не могут передвигаться быстро. И тогда, чтобы её государство не распалось на части, она должна или научиться передвигаться с большей скоростью или же уменьшить своё государство до управляемых размеров. Этот пример сравним со скоростью света, который равен 300000 тысячам километров в секунду. А наше Мироздание так велико, что свет от одного его конца до другого будет лететь многие миллиарды световых лет. Похоже, что такое Мироздание не сможет существовать как единое целое и распадётся на множество частей, даже не галактик, которые в диаметре могут быть тысячи и даже миллионы световых лет, а на что-то поменьше, что может быть целостным. Представим себе такое фантастическое событие, произошедшее в нашем мироздании, в котором, как мы уже знаем, максимальная скорость передачи информации равна скорости света. Из неведомых далей Абсолюта к нашему мирозданию приблизилось чудовищная система, которая начала уничтожат его, поглощая целые галактики. На другом конце нашего мироздании о таком нападении станет известно только через десятки миллиардов лет.

Но наше Мироздание – действительно гигантская система, и она сохраняет своё единство только потому, что это единство обеспечивается мгновенными скоростями. Тогда можно понять вездесущность Бога и его всезнание. У человека свой способ определять пределы познаваемого – он считает микроны, километры, парсеки. Он даже сосчитал приблизительное количество атомов в нашей вселенной. И всё, что находится за пределами его способностей к познанию или пониманию, для него – это беспредельное и вечное.

Индивидуальность всегда предполагает какие-то ограничения. И когда мы говорим об индивидуальных качествах и возможностях бесконечного Бога, то впадаем в противоречие, потому что бесконечное не может иметь индивидуальности – оно неопределимо, непознаваемо. Конечно, Беспредельное может иметь бесконечное множество относительно ограниченных индивидуальностей, каждая из которых в своих пределах может быть всемогущей, всезнающей вездесущей и иметь ещё множество других качеств, но это только в своих пределах. В то же время, Беспредельное не имеет ограничивающих его качеств, поэтому оно неизменно – не эволюционирует и, не имеет индивидуальности. То, что неизменно не может быть смертным, потому что смерть – это угасание процессов жизни. Следовательно, океан беспредельности не является проявлением жизни, но является носителем бесконечной энергии, одним из проявлений которой является сознание. Мать соратница Шри Ауробиндо однажды говорила о сознании форм. Сознание индивидуальности возникает тогда, когда появляется форма или комплекс форм, вложенных одна в другую. Любая форма, в которой проявлена жизнь, имеет свою структуру и адекватную ей направленную активность. Следовательно, вечно эволюционирующий Бог имеет структуру, определяющую направление его активности. То же самое мы можем говорить и о любых формах жизни, в том числе и о человеке.

А теперь несколько слов о начале нашего мироздания. Мы однажды говорили о голографическом строении мироздания и это, разумеется, имеет отношение не только к существованию различных форм, но и к функции этих форм. И когда мы говорим о размножении какого-либо существа или конкретно – человека, то не имеем в виду  что в половой клетке или гамете уже есть человек только в микроскопических размерах – гомункулюс, что в переводе с латыни означает: человечек. В половой клетке есть только гаплоидный – половинный – набор хромосом. И для того, чтобы женская гамета могла дать начало новому организму она должна получить внешний толчок, которым может быть мужская гамета  или же какой-то другой фактор. При истинном гермафродитизме происходит слияние двух гамет – мужской и женской, что даёт полный набор хромосом и тогда внешний фактор только стимулирует этот процесс слияния. Но хромосомы – это только информационные макромолекулы, содержащие в себе план развития будущего организма, (о других функциях хромосомного аппарата мы здесь говорить не будем). Тогда можно предположить, что изначально  в Абсолюте существовало не всё Мироздание в предельно сжатом состоянии, а только своеобразная информационная макромолекула, которая получив внешний толчок, начала строить тело этого мироздания. Такого рода предположение совершенно не противоречит современной теории голографической реальности мироздания.

И есть ещё одна аналогия, вытекающая из идеи голографической реальности Мироздания. Здесь имеется в виду многоплановость реальности, с которой человек связан каналами своих чакр. Эта связь возможна только в одном случае, в котором человек является многоплановым существом. Есть и другие параллели, которые подтверждают идею голографической реальности Мироздания. Например, Божественный в своём намерении направленном к бесконечному совершенству, всю работу делает внутри себя самого. Человек, стремящийся к духовному совершенству так же должен работать внутри себя самого.

Итак, всё живое имеет свои пределы и свои индивидуальные характеристики, соответствующие человеческим идеалам и его возможностям восприятия. Живыми являются только те объекты, которые имеют определённую структуру и способны противостоять энтропии. Реальность, не имеющая формы и внутренней структуры и не противостоящая энтропии – не является жизнью. Аморфное состояние реальности, не может иметь индивидуального сознания. любые формы имеют своё сознание формы. Восприятие человеком реальности и осознание её – это всегда взаимодействие с ней, порождающие взаимные изменения. Широта и глубина сознания человека соответствуют широте и глубине восприятия им реальности мироздания.