Практика принятия и прощения оказывается эффективной для формирования психологической устойчивости и объективного отображения внешнего мира и себя такими, как есть. Это может помочь избавиться от различных заблуждений, кроме того, такая практика влияет на весь биоэнергетический комплекс человеческого существа, позволяя снимать страхи, комплексы и некоторые психоэмоциональные зависимости.
Важным фактором во внутренней работе является внутреннее смирение. Внутреннее смирение отличается от внешнего тем, что смиренным может быть и воин, ведущий битву. Воин не является послушным рабом обстоятельств, смиряющимся с атаками врагов, даже если у врага подавляющее превосходство в данное время в данном месте. Смирение воина позволяет вести битву отрешённо от самого себя, точнее от своего эгоизма, при этом беспристрастно и без страха смотреть на любого противника, находя и используя его сильные и слабые места. Истинный воин со смирением примет сражение, если это необходимо, но главное сражение всегда идёт в его внутреннем мире, ибо воин всегда бдителен. О пути воина написано много книг, начиная с Кастанеды, и различные авторы продолжают развивать эту тематику весьма успешно. Однажды я с удивлением для себя увидел в одной женщине истинного воина, ни чем не выдававшего себя окружающим и даже не считавшей себя воином, но поступавшей почти всегда безупречно. Это позволило позднее по-новому взглянуть на мужчин и женщин в современном мире и на работу над собой, как на насущную необходимость.
На самом деле воин духа редко открыто воюет с внешним врагом, ибо знает, что внешний враг чаще всего – проекция на внешний мир того, что в самом воине не совершенно и не отвечает истине в данное время. Внешним врагом являются силы, привлечённые внутренней дисгармонией человека и что бы победить внешнего врага, нужно прежде всего найти своё собственное несовершенство и победить его в себе, осознав и приняв его, чтобы исправить или правильно использовать его (сражаться и воевать с собой бессмысленно – это ведёт к пустой трате сил), найдя возможность измениться в соответствии с изменяющимися внешними условиями, заставившими проявиться эти внутренние несовершенства. Если эта победа над своим несовершенством одержана, то восстановление внутренней гармонии может вообще привести к исчезновению внешнего врага или радикальному изменению отношений с ним, что может означать победу без битвы во внешнем мире.
Что же является нашим внутренним врагом? Не трудно догадаться, что прежде всего речь идёт об эгоизме. Не существует однозначной формулировки, что такое эго. В данном случае уместным представляется рассматривать эго, как индивидуальный набор программ подсознания, существующих для защиты внешнего существа (физическое тело, витал и ментал) от уничтожения в неблагоприятных условиях, но зачастую устаревших и не отвечающих нынешнему времени. В более спокойной обстановке эго проявляет себя в качестве программ для завоевания наиболее выгодной позиции с целью установления своей власти в окружающем физическом и социальном пространстве. Эти программы относятся к уровням сознания низшего витала (муладхара, свадхистхана и манипура), и поэтому несут соответствующие вибрации борьбы за жизнь, удовольствий и власти. Такие программы вырабатываются и совершенствуются в любом живом существе и в процессе эволюции сознания в человеке получают наибольшее развитие. Однако человек навсегда остался бы говорящим животным, если бы не наше истинное "Я" – психическое существо, влияющее на мотивацию и поведение человека. Но поскольку психическое существо располагается за высшим витальным центром (анахата чакра), а программы выживания, удовольствия и власти соответствуют низшему виталу, то с позиций эго, психическое является чем-то не обязательным и зачастую откровенно мешающим эго. Поэтому эгоические программы, способствуя выживанию и процветанию человека, препятствуют проявлению более высокого сознания, соответствующему высшему витальному центру и психическому существу, являясь помехой к осознанию человеком своего истинного "Я". В условиях индивидуальной борьбы за выживание эго является прекрасным самосовершенствующимся инструментом. Но когда человеку лично ничего не угрожает, эгоические программы вовсе не желают оставаться невостребованными и не хотят выключаться, стараясь руководить человеком и дальше. Эти программы являются частью жизни и работают автоматически, склоняя человека к иногда совершенно не нужной деятельности так же, как кошка всегда стремиться приземляется на лапы. Но даже в то время, когда нужды в этих программах нет, они всё равно в силу своего деятельного автоматизма стремятся создать условия для своей востребованности (в библии их действие характеризуется как суета сует), иногда заставляя человека попадать в сложные условия и героически преодолевать их. При этом они, в сумме составляющие эго и являясь частью нашего существа, становятся снова необходимыми и стараются доказать обоснованность своих претензий на управление человеческим сознанием и всем существом. Если человек сможет добиться того, что эти программы низшего витала будут включаться и работать только при необходимости, то осознание своего внутреннего и внешнего мира кардинально изменится. Понятно, что человеческое сознание на определённом уровне зрелости фактически постоянно ведёт борьбу за освобождение от рабства, в которое его постоянно вовлекает эго.
Эгоические программы фактически являются частью нашей личности, но развивая восприимчивость, их можно идентифицировать, как совершенно самостоятельные части существа. Для осознания своего истинного "Я" человеку необходимо преодолеть препятствия, чинимые эго. Это может произойти, когда внешний и внутренний полюса сознания человека создают устойчивый канал связи между собой, как следствие естественной эволюции сознания. Эго – поверхностная, внешняя часть личности, желающая постоянно реализовывать программы выживания, управления и получения удовольствий и наибольшее развитие получает в обществе, построенном на принципе индивидуализма. Являясь частью нашего существа, эго сознаёт опасность для себя, проистекающую из устойчивого непосредственного контакта внешнего сознания человека со своей внутренней частью – истинным "Я". Опасность для него заключается в том, что эго при этом останется не у дел, потому что человеческим существом начинает управлять значительно более высокое сознание, чем эгоистическое. При этом на смену индивидуалистическим принципам приходят принципы любви к семье, роду, Родине, заботы о детях и стариках, и не только своих, да и вообще, многое из того, что ошалевшее от эгоистической вседозволенности современное общество хочет забыть.
Одной из целей йоги традиционно считается получение просветления – соединения проявленного, внешнего сознания человека с сознанием истинного "Я". При этом человеческое сознание освобождается от захваченности и подавляющего влияния низших программ, переставая уделять им постоянное внимание и переключаясь на более высокое, истинное восприятие и себя и внешнего мира с позиций психического существа. Шри Ауробиндо говорил об этом, как о выходе психического существа на передний план, когда оно становится движущей и направляющей силой, ведущей человека по жизненному пути в высоком, с обыденных позиций – божественном сознании. При этом оказывается возможным осознавать происходящее в мире, видя истинные намеренья, движущие людьми.
Практика смирения воина может иметь различные формы. Человек ментальный, любящий сформулировать проблему и порассуждать о ней, может использовать такой путь. Встретив проблему, которая решается с трудом, прежде всего следует успокоиться – проблема уже проявилась. Взглянув внутрь себя, пусть это даже будет воображаемое пространство, представьте себе – вот вы, а вот проблема, отдельно от вас. Любая проблема имеет решение, но не к любой проблеме мы готовы. Разрешите себе меняться так, чтобы эти изменения позволяют решить вашу проблему, при этом оставаясь стойким и выдержанным. Не препятствуйте этим изменениям и не бойтесь их. При такой визуализации очень полезно обратиться к солнцу – и к тому, что на небе и к тому, что внутри нас освещает наше сознание. Позвольте этому свету осветить стоящую перед вами задачу и вас самих. Когда это произойдёт, проблема начнёт решаться, независимо от степени сложности. Делать это можно много раз, освещая различные части проблемы по очереди. Желательно только обозначить её, назвать, сформулировав хоть как-то по её свойствам. Например: неудовлетворительные отношения с близкими людьми. Определив для себя то, что в них не устраивает и высветляя эту область собственной жизни в своём внутреннем мире, через некоторое время мы получим результат, но надо учесть, что результат всегда будет не точно таким, как хочется.
Человек всегда стремится познать истину. Изучая жизнь методом проб и ошибок, мы попадаем в различные непредвиденные, и часто неприятные положения. В результате неправильной оценки себя и других и не сбывшихся ожиданий возникают разочарования и обиды, вызванные тем, что реальность отличается от ожидаемой действительности. Эти обиды виснут на человеке, отнимая энергию у витальной части и создавая предпосылки для появления и развития негативных жизненных сюжетов и заболеваний. При этом страдает и ментал, потому что мысли долго возвращаются к неприятным событиям, и физическое тело, потому что не хватает ему энергии, удерживаемой обидой. Через некоторое время обида закроется другими событиями, но она останется своеобразной преградой на пути энергий, циркулирующих в человеческом существе. Со временем такие преграды, накапливаясь, будут вызывать неудовлетворительное развитие отношений или болезни, которые также будут отвлекать внимание и силы человека, препятствуя развитию его сознания и сокращая жизнь. Если обида излита на другого, у того может ухудшиться отношение к обидчику. Если же обида осталась не высказанной, то она будет потихоньку отравлять человеку жизнь. Вообще обида является инструментом эго, направленным на разделение людей. Будучи внимательным к собственным эмоциональным реакциям, можно не допускать появления новых обид в нашем существе. Но осуществлять контроль за эмоциями может только человек, имеющий достаточно зрелую личность. А первым шагом к этому является наблюдение за собственными эмоциями, что одновременно тренирует и бдительность, повседневно необходимую на пути воина духа.
Другим не менее сильным инструментом эго является страх. Эго пугает человека всевозможными нежелательными последствиями, которые могут произойти с ним, если он не будет слушать советов эго, а советовать оно любит. О голосах подсознания хорошо сказал А.Подводный в книге «Повесть о тонкой семёрке». Там описаны характерные ситуации из жизни личного подсознания. Здесь можно лишь сказать, что наиболее громкие голоса нашего подсознания чаще всего принадлежат эго, поэтому относиться к ним нужно очень осторожно. Но в любом случае эго стремится захватить контроль над человеком и управлять нашим сознанием. Осознать эго при неразвитой, поверхностной личности практически невозможно. Но когда появляются первые подозрения, что оно, любимое, занимает весьма значительную часть нашего существа – и сознания и подсознания, то очень эффективно для осознающего это простить своё эго. Принять, как должное и естественное, его существование и на этом основании – простить (принять придётся и то, что многие его части долго не будут осознаваться). С одной стороны, эго будет удовлетворено, что на него обращают внимание, а с другой оно отпустит часть блокируемой им энергии. В следующий раз, когда станет очевидным его наличие у себя или у другого, принятие этого факта и прощение снова поможет снять очередную энергетическую блокировку, потом ещё и ещё. Признаком, по которому можно судить о правильности указанных действий, может являться чувство радости или удовлетворения где-то в глубинах нашего существа (это может быть уровень живота и груди, если говорить о витальной части). Каждый следующий раз эта операция будет становиться легче, а сознание привыкнет отслеживать эти две постоянно возникающие эмоциональные реакции низшего витала – страх и обиду. Прощение является сознательным актом, потому прощая, мы включаем менее осознаваемые части нашего существа в более осознаваемую область. Страхи и обиды блокируют энергетику личности и сознания, удерживая нас на той ступени эволюционной лестницы, которая уже может послужить опорой для следующего шага вверх. Этот шаг можно осуществить только при наличии достаточного количества энергии высоких вибраций, чему и препятствует обида и страх. Наше эго многолико и у каждого человека есть свои, характерные только для него реакции. Практика прощения оказывается пригодной практически для любой из них, помогая освобождению заблокированных энергозапасов и создавая новые возможности для осознания себя, помогая формированию целостной личности. Т.е. можно прощать себя (своё эго) за разные неудовлетворительные для нас движения. При этом энергия сознания, обращённая в эту сторону, обычно оказывается достаточной, чтобы не наступать снова на одни и те же грабли. Впрочем, с укоренившимися привычными реакциями иногда приходится работать долго.
Случается, что человек совершает поступок, о котором будет сожалеть или долго не может простить его себе. Но событие уже произошло и в реальности оно останется таким, как было. Не прощая себя, мы не принимаем себя таким, как есть, а значит и не можем себя изменить. Принять себя тогдашнего, и по прошествии времени простить, осознав – не значит смириться и не значит холить и лелеять в себе то, что можно считать достойным осуждения. В любом случае то, что требует прощения – наша часть, подлежащая трансформации, а трансформировать в себе всё сразу невозможно. Прощая, мы проводим эту работу постепенно, но эффективность её при повторении постоянно повышается, потому что простить можно только с более высоких позиций сознания, а с каждым следующим актом принятия и прощения сознание собирается в целое на боле высоком уровне.
Однако старые эмоциональные реакции всё равно существуют в нижних слоях подсознания, влияя на сегодняшнее состояние и сознания и здоровья. Со временем энергии становится меньше, а нерешённых проблем – больше. Можно заниматься оздоровительными практиками, вести размеренный образ жизни и правильно питаться – это даст свои результаты в части физического здоровья. Но силы витальные убывают всё равно, и от состояния энергетической основы нашего существа зависит очень многое в части как духовного здоровья, так и физического. Освобождению этих сил посвящены многие практики в различных духовных традициях. В учении дона Хуана такой практикой является перепросмотр. Иногда он весьма эффективен, позволяет в некоторых случаях вернуть потраченную впустую энергию, особенно если это связано с конкретными планами, которые не могли быть реализованы. Как показывает опыт, так же весьма эффективна, переоценка происходившего когда-то с позиций более высокого, нынешнего сознания, погружаясь в эмоциональное состояние, испытанное когда-то и изменяя своё отношение к происходившему. Изменяя привычное отношение к произошедшему когда-то в соответствии с нынешним уровнем сознания, человек становится более текучим и способность к адекватному восприятию улучшается, так же, как и восприимчивость.
Эго всегда стремится контролировать ситуацию, управлять ею, а по прошествии времени долго "перемалывать" её последствия. Однако положительный эффект получается тогда, когда удаётся "отпустить" сильно волновавшую когда-то или актуальную сейчас неразрешимую проблему, отдав её внешнему миру и прошлому, не таща её за собой через всю жизнь в новое воплощение. При этом размыкается связь с этой проблемой, происходит переключение внимания на другие объекты и задачи, а нерешённая когда-то проблема перестаёт оттягивать на себя наши силы. Сделать это можно также при помощи визуализации. Представив себе, что старая проблема прицепилась к вам, как репейник, можно без особого труда снять и отбросить его, т.е. остатки той проблемы.
Всё это возможно только тогда, когда человек в состоянии изменить приписываемую значимость того, что сильно волновало и оставило заметный след в памяти. Механистически это сделать невозможно. Невозможно, оставаясь на том же уровне сознания измениться внутренне – вибрации сознания всегда либо становятся выше, когда человек эволюционирует, либо грубее и ниже, когда происходит деградация сознания. Т.е. должно предварительно произойти внутреннее изменение, которое преобразует взгляды человека, эмоциональный фон или хотя бы мысли. Диалектически это является переходом количества опыта в качество сознания, т.е. на новый более высокий уровень.
При практике приятия и прощения нужна отстранённость сознания от эго, от той его части, которая уже является тормозом в развитии человека, иначе она и не сможет быть обнаружена. Принимая человека или событие таким, как есть, сознание делает как бы внутренний шаг назад, отодвигаясь вглубь нашего существа, но включая принимаемое в себя, как некоторую не интегрированную доселе часть. При этом сперва происходит различение объекта от своей личности, человек проводит незримую границу, разделяя: "Вот я, а вот событие (другой человек). Оно (он) такое, как есть, а не такое, как я себе представлял. Я гляжу на него (а иногда и на себя) со стороны и вижу черты, которых не видел раньше. Он на самом деле такой и я изменяю свою внутреннюю модель этого человека, принимаю его таким". При этом и происходит изменение персональной картины мира, внутренняя перестройка человеческого существа, незаметная глазу. Изменившийся человек на шаг ближе стал к истине, более правильно отобразив в своём внутреннем мире мир внешний. Прежние ожидания в отношении человека перестали быть актуальными, позволяя несколько изменить взаимоотношения, а если приятие сопровождается прощением, то при этом восстанавливается восходящий энергопоток, позволяющий силам жизни дальнейшее взаимодействие этих людей. Об этом Христос, отвечая на вопрос ученика: "А сколько раз нужно прощать брату моему, до трёх или до семи?" говорил, что "До семижды семи, а лучше без конца". И это действительно возможно, если человеком руководит не эго, а истинное Я. Человек может научиться прощать и при этом у него очищается энергетическая структура, активизируется высший эмоциональный центр, открывая дорогу проявленному сознанию к истинному "Я".
Здесь наблюдается интересная закономерность. Чем больше человек имеет обид, тем хуже дела с его внутренним, да и внешним энергообменом, тем меньше сил поддерживает его сознание и тем хуже здоровье. При этом управляют сознанием те самые программы выживания и власти, чаще неудовлетворённой. И наоборот, чем меньше у человека обид, даже при наличии многих проблем, тем выше энергетика, тем больше сил и тем более высоким может быть его сознание. При этом, чем дальше идёт эта работа, тем она становится эффективней. Бывает так, что человек понимает, что в произошедших событиях трудно винить конкретно кого-то, но обида существует всё равно. Тогда, поскольку нужно её к чему-то приложить, человек может винить свою судьбу, жизнь, семью. Однако это всё равно, что винить Бога за то, что он создал такие условия, когда человек неправильно поступает, не понимая смысла происходящего. Когда удаётся осознать такие моменты своей эмоциональной жизни и простить судьбу, очень многое в жизни встаёт на свои места.
Состояние человеческого существа в значительной мере зависит от волевых усилий человека, как на плотном, так и на тонком плане. Физическое тело довольно легко управляется волей, если движения мышц являются привычными (это не касается мускулатуры кишечника, сердца и тонуса сосудов кровеносной системы, хоть и здесь при тренировках по особым методикам возможно усилием воли изменять их состояние). Развитое сознание позволяет в определённые моменты сознавать и контролировать движения в тонком теле, на его более сознательных планах.
Самой сознательной частью витального тела является область сердца. Стоящее за сердцем физическим сердце духовное обладает сознанием, многократно превосходящим обычное человеческое. Но между ним и обыденным, проявленным сознанием стеною стоит эго, препятствуя обмену высокими вибрациями между этими двумя частями человеческого существа. Являясь своеобразным результатом эволюционной борьбы за выживание индивидуума, эго озабочено только одним: не дать человеку (как носителю эгоистического сознания) погибнуть, используя отработанные во многих воплощениях методики борьбы за жизнь на сугубо индивидуальном плане. А поскольку высокие чувства эго не подвластны, то оно считает, что эти чувства блажь, глупость и помеха для всего, что нужно в жизни (нужно эго, поскольку кроме себя или эго других людей оно видеть никого вокруг не хочет и часто не может). Оно способно блокировать эти самые тонкие движения души, перекрывая связь между внешним и внутренним полюсами сознания человека. Однако, развивая свою восприимчивость, внешнее сознание становится всё более способным к восприятию движений своего духовного сердца, одновременно усиливая способность к внутренним изменениям. При этом прощение и приятие становятся важным атрибутом духовных изменений человека.
Принять и простить своё эго не на ментальном, а на сущностном плане означает отделить его от сознания и, признав его существование, включить стянутую им на себя энергетику нашего существа в область сознания. Процессы, при этом происходящие, в конечном счёте, трансформируют эго. Прощение, по сути, является движением в тонком теле, когда сознание снимает шоры, накладываемые эго, с той части нашего существа, которая в состоянии принять новую, уже осознаваемую более адекватно часть внешнего мира. При этом происходит объединение, интеграция сознания с ранее отделённой его частью, а внешнее сознание получает возможность приблизиться к сознанию центрального существа и истинного "Я".