Чем выше в иерархи различных форм жизни находится существо, тем более многогранным оно является. В идеале человек должен иметь бесконечное число граней своей личности, так как он является космическим существом. И так же как среди животного мира есть те формы жизни, которых мы можем назвать одномерными, которые довольствуются только тем, что необходимо для сохранения их жизни и размножения. Это могут быть одноклеточные организмы – микробы и даже доклеточные – вирусы, и некоторые виды простейших. затем следуют двумерные организмы – это холоднокровные животные, которые обладают большим разнообразием способов, при помощи которых они выживают в этом мире и сохраняют своё потомство, проявляя заботу о нём.
Теплокровные животные являются переходными формами жизни от двумерных до трёхмерных форм и в их поведении появляются грани, которые не имеют отношения ни к сохранению своей жизни, ни к продолжению своего рода. У них появляются игры, им доступен юмор, для них не чуждо сострадание и состояние благодарности и преданности, они проявляют любознательность и даже приобретают социальные качества.
Человек – четырёхмерное существо и мир его раздвинулся далеко за пределы необходимостей. Сознание его становится беспредельным и он уже не довольствуется своим личным благополучием, и для его любознательности тесны пределы Земли и даже пределы галактики, в которую входит Земля. Мы будем правы, если скажем, что пределы человеческого существа определяются его интересами, его любознательностью и его ежедневными усилиями при взаимодействии с реальностью мира. Зная это мы можем очертить концентрические окружности, внешняя из которых может уходить за пределы нашего восприятия. Но каждому своё, и у каждого своя позиция, которая определяет его мерность. Действительно, одни довольствуются узким кругом своего благополучия и мелкими интересами, которые удовлетворяются внутри этого круга, а для некоторых круг любознательности настолько велик, что невозможно определить его пределы. Поэтому, говоря о людях, мы так же можем говорить о том, что есть люди одномерные, двумерные, трёхмерные и многомерные – беспредельные, состояние которых насыщено жаждой невозможного, недостижимого, жаждой знаний, которые невозможно вместить в одну человеческую жизнь. И эта жажда неутолима и выходит за пределы всех человеческих возможностей. Она неугасимым огнём пылает в его сердце, заставляя человека испытывать одновременно восторг и страдание от невозможности утолить эту жажду. Но, если бы кто-то предложил бы этому человеку избавить его от страданий, от этого пожирающего огня жажды познания беспредельного, то он услышал бы ответ, наполненный бесконечным отрицанием: нет, это невозможно! А как же тогда я буду жить!? Неутолимая жажда знаний подобна горному потоку, захватившему человека, и уносящего его к водам бесконечного океана знаний. Человек не может выйти из этого потока, потому что он для него является единственным возможным путём, несущим его к желанному океану знаний. И в то же время этот бурный поток опасен своими водопадами и бурунами и нужно быть предельно внимательным и бдительным, чтобы остаться целостным.
Знания, с которыми человек встречается на пути к океану знаний, могут быть привлекательны, точно музыка небесных сфер, и могут быть на пределе переносимости, ставящие человека в состоянии полной невозможности. Обычно это связано с тем, что у человека ещё не открыты соответствующие возможности. На пути знаний человек должен постоянно прилагать усилия, чтобы максимально полно понять и усвоить эти знания, но иногда эти усилия достигают большой интенсивности ещё и потому, что знания, открывающиеся перед человеком, притягивают его к себе в такой степени, что человек становится невольником на пути знаний.