Если человек хочет стать инженером, то он будет готовиться к поступлению в технический вуз, но не в педагогический и не медицинский институт. У человека вначале должна быть цель, которой он, возможно, посвятит, всю свою жизнь, и только потом он будет развивать в себе конкретные качества, необходимые для достижения своей цели. Можно представить себе такую абсурдную картину: человеку предстоит сдача экзамена, например, по истории, а мы его застаём в спортивном зале, где он усердно тренируется в поднятии тяжестей. На вопрос, чем он занимается, он отвечает, что сейчас он готовится к сдаче экзамена по истории. Этот своеобразный пример показывает, что направленные усилия человека должны соответствовать его цели, и не только усилия, но он сам должен соответствовать той цели, к которой стремится. Поэтому, различным людям, в зависимости от цели их жизни, нужно воспитывать в себе различные качества. Можно сказать, что психологическая форма физика и лирика не может быть одинаковой. Можно согласиться с возражением, что человек не должен расти в сучёк, но должен быть гармоничным существом, но в любом случае, у этого гармоничного существа должна быть осознанная цель, ради которой он живёт в этом мире. Намерение – это не программа, которую составляет человек для того, чтобы в дальнейшем придерживаться её для достижения цели. Намерение – это определённое внутреннее состояние устремлённости, целью которой может быть или сам путь, или что-то значимое в нашем проявленном мире. Любые усилия, которые прилагает человек для достижения цели, направлены на устранения того, что мешает его устремлённости. И даже тогда, когда он прилагает усилия, чтобы удержать достигнутое, которым может быть или какое-либо внутреннее состояние, или же какая-то внешняя значимость, направление его устремлённости не ослабевает, и даже иногда, по интенсивности, превосходит усилия, направленные на устранение всего, что мешает его устремлённости. В духовной работе на внутреннем пути, устремлённость к истине и единству с Божественным осознаётся человеком, как более глубокое состояние, а все стремления, направленные на освобождение от всего, что мешает этой глубокой устремлённости, воспринимаются человеком, как более поверхностные и кратковременные состояния. Глубинный поток устремлённости к Божественной истине, осознаётся человеком очень ясно в те периоды, когда внимание и воля человека не заняты работой с помехами низшей природы, пытающейся отвлечь духовного искателя от его внутренней работы.
Конечно, человек может, используя свой ум, наметить для себя цель, например, наблюдать в себе любые эмоциональные состояния, он даже составит план, в котором будут указаны некоторые подробности работы над собой. Но здесь возникает одна проблема – планы, составленные при помощи ума, могут быть эффективными, если по мере их реализации человек будет получать вознаграждение. Но если цель отстоит от настоящего времени далеко, и вознаграждение он получит только в конце своих длительных усилий, или вообще может его не получить, то тогда цель тускнеет, и человек постепенно начинает забывать о ней. Поэтому, устремлённость ума – не эффективна и ненадёжна.
Цель должна полностью поглотить сознание человека, без чего невозможна полная его отдача в стремлении к ней. А для этого должно быть сформировано намерение, которое, как мы уже знаем, не является планом, составленном на досуге. Как мы уже знаем, намерение – это захваченность всего человеческого существа. И это не эмоциональная волна, которая может налететь на человека, захватить его, лишить его воли и заставить его действовать адекватно своему намерению. Дело в том, что каждая эмоция и каждое состояние, появившееся в человеке, не зависимо от его воли, имеют свои намерения, при помощи которых силы низшей природы подталкивают человека к их реализации. Формирование намерения, которое мы можем назвать духовной устремлённостью, требует достаточно времени, иногда годы. И ещё, что очень важно, намерение, которое определяет направление на внутреннем пути, поддерживает человека в его устремлённости, невозможно без непосредственного участи в этом Божественной души человека или его Психического существа. На самом деле, источником намерения человека, благодаря которому он избирает для себя духовный путь, является не он сам, а его Божественная душа, которая в дальнейшем будет в течение всей жизни сопровождать его на внутреннем пути, быть его помощником и советником.
В человеке много субличностей, каждая из которых созвучна какому-то определённому плану сознания миров низшей сферы. И когда человек однажды становится на духовный путь, то чаще всего изначально в этом участвует какая-то одна из субличностей, сознание которой соответствует высокому плану реальности миров низшей сферы. В то же время сонм других субличностей будет стремиться функционировать в своём прежнем порядке, и пройдёт немало времени, пока все субличности будут захвачены стремлением к одной цели, которую определяет духовный путь. Особенностью захваченности какой-то идеей или каким-то процессом является внутреннее стремление реализовать эту идею или процесс. Это человек осознаёт, как витальное побуждение, которому противостоять, порой, очень трудно. Можно сказать, что витальная или психологическая захваченность подобна наркомании, требующей для себя определённого наркотика. «Наркотиком» является процесс реализации захваченности. Курильщик нуждается в курении, алкоголик стремится выпить, игроман – пытается удовлетворить свою абстиненцию в компьютерной игре. И существует ещё бесконечное множество всевозможных захваченностей-наркоманий, которые побуждают человека реализовать свои влечения в этом проявленном мире. Тогда все эти захваченности или наркомании, делающие человека зависимым от их побуждения, при помощи которого они заставляют человека реализовать себя. Это побуждение можно ещё назвать влечением, которое сходно с абстиненцией – состоянием, понуждающем человека к определённым действиям, которые могут нейтрализовать это влечение или абстиненцию.
Все эти захваченности могут быть кратковременными, если они захватили только одну субличность и хроническими, делающими человека зависимым от них. Можно даже составить спектр захваченностей, в нижней части которого будут располагаться захваченности разрушительные, а в верхней части – созидательные. К этим, последним, следует отнести и стремление человека к духовной работе. Когда это стремление становится для человека смыслом его жизни, то можно говорить, что у него сформировалось соответствующее намерение. Кстати, обучение чему-либо – это так же формирование намерения. Когда мы говорим об опыте прошлых лет, который проявляется в текущей жизни, то это, нередко, является генетической предрасположенностью, но часто, это действительно является опытом Психического существа, которое получило его в какой-либо из предыдущих жизней. И этот опыт никогда не бывает случайным. Так как Психическое существо выбирает для своего воплощения ту человеческую жизнь, в которой оно может продолжать получать незавершённый в прежней жизни опыт. Когда Шри Ауробиндо спросили, кем он был в своей прошлой жизни, он ответил, что жил во Франции и работал в системе йоги.
Человек сам, произвольно, никогда не встанет на духовный путь. В лучшем случае он станет религиозным человеком, будет интересоваться всевозможной духовной литературой, но это будет занимать только его ум. Реально человек может придти к духовной жизни только тогда, когда призовёт его к этой работе его Божественная душа – Психическое существо.
Здесь могут появиться вопросы, касающиеся воспитания детей с целью, чтобы они в дальнейшем предпочитали духовную жизнь мирской. Безусловно, что при этом в семье должна быть атмосфера духовности и родители могут только помочь своему воспитаннику выбирать более правильные пути решения, возникающих у него проблем. Решения не должны быть директивными со стороны родителей, которые должны разъяснять своему ребёнку на доступном для него языке, почему он должен поступать определённым образом. Можно уже с относительно раннего возраста приучать ребёнка осознавать свои эмоциональные состояния и свои «хочу» или «не хочу». Не следует навязывать своему воспитаннику какие-то цели, но только поправлять его, когда в нём будут проявляться какие-то отрицательные тенденции. Выбор цели, который однажды должен сделать любой человек, следует предоставить вашему воспитаннику, когда он будет в достаточно сознательном возрасте.