Не следует физический ум понимать как ум, принадлежащий физическому телу. Каждый орган и каждая часть человеческого существа имеют свое поле осознания, которые все вместе составляют своеобразную ауру сознания, имеющую целый спектр вибраций, от низких, присущих сознанию клеток тела, до высоких, характерных для собственно самого сознания. Если бы человек был способен слышать вибрации всего поля своего сознания, то он услыхал бы своеобразный оркестр, состоящий из разнообразных звуков. И в зависимости от состояния здоровья человека это созвучие воспринималось бы или как какая-то музыкальная гармония, или же какофония. Мало того, у людей, имеющих высокое сознание, в оркестре преобладали бы высокие звуки, а у тех, интересы которых направлены в основном к материальным ценностям или же на витальные удовольствия, «оркестр» играл бы более грубые и низкие мелодии. Когда мы говорим о физическом уме, то имеем в виду более низкие частоты вибраций ауры сознания, частью которого является сознание физического тела. Сознание клеток тела имеет наиболее низкие частоты вибраций, которые можно сравнить с инфразвуком, и в этом состоит основная трудность работы с клетками тела.
Можно о физическом уме сказать, что он наиболее созвучен физической природе человека и, поэтому, при восприятии внешнего мира его привлекают только физические его ценности и взаимодействия с ними. Он придает физической составляющей материального мира упорядоченность и одновременно служит каналом передачи динамической воли мыслящего разума человека.
Кроме того, существует физическое витальное, являющееся определенной частью витального существа, которая преимущественно поглощена миром физических вещей, полна желаний, страстей, стремлений к получению удовольствий.
Физический ум в своих устремлениях поверхностен, сосредоточен на материальных предметах проявленного мира, интересы его связаны только с материальными ценностями, кроме которых он ничего не может воспринимать и ценить.
Всевозможные физические автоматизмы принадлежат сознанию тела, и многие наши действия совершаемые на подсознательном или даже на несознательном уровнях, в действительности имеют своим источником сознание физического тела.
Но физический ум – это нечто большее, чем сознание тела, он, практически, управляет взаимодействием человека с внешней физической реальностью, упорядочивает её, и манипулирует ценностями этой реальности. Когда мы говорим о ценностях материального мира, стремлениям к богатству и власти, то в большинстве случаев такого рода стремления имеют прямое отношение к физическому уму. Но у него есть еще множество других проявлений, без осознания которых, невозможна работа над этой сферой разума. Перечислим некоторые из них: Физический ум ленив, упрям, любит повторять привычное для него, особенно если в тех случаях, когда такого рода повторения когда-то были успешны, он не желает напрягаться и старается делать вид, что он чем-то занят, чем реально что-то делать. Иногда при слабом физическом уме и невысоком интеллекте человека, который имеет чрезмерные амбиции, может быть перенапряжение возможностей физического ума, и тогда мы можем видеть дезориентацию человека, когда он в возникших даже мелких проблемах, не знает что надо делать, и как решать эти проблемы. Нередко в таких случаях физический ум принимает для себя средство высокомерия, используя которое, он как бы возвышается над проблемой и этим самым отказывается решать её. Например, человек может рекомендовать другим людям принимать возникающие условия, в том числе и себя самого такими, какие они есть, так как человек должен принимать всё, если он искренен, и в то же время сам не следует этому совету. Часто, люди, руководствующиеся во взаимоотношениях с другими людьми принципами своего физического ума, имеют двойные стандарты, одни из которых прилагаются к окружающим людям, а другие – к самому себе. При этом они почти всегда не замечают своей нелогичности и непоследовательности.
Если мы встречаем людей, для которых материальные интересы, слава, богатства, значимость, удовольствия становятся целью жизни, или же тех, которые упорядочены во внешнем мире и стандартны в своих взаимоотношениях с этим миром, для которых благополучие и удобства жизни стоят на первом месте, и в этом они инертны, предсказуемы, уверенны в правильности такого образа жизни. Для них не интересны ни идеи духовности, ни знания о мире, в котором они живут, но они хотят, чтобы их будущее было бы таким же благополучным, каким является оно для их сегодня, потому что такого рода интересы совершенно чужды для людей, живущих на уровне физического ума, и физического витала. Это о них сказано: «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Но среди людей встречается немало и таких, которые любят в «мутной воде ловить рыбу». Для этой цели они специально «мутят воду», чтобы в дальнейшем воспользоваться благами, которые предпочитает их физический ум.
О людях живущих принципами физического ума безразличны человеческие духовные и культурные ценности как своего народа, так и других народов, наиболее привлекательным для них является в первую очередь материальные блага и удовольствия и затем безопасность своей собственной персоны. Поэтому среди таких людей мы можем найти множество тех, для которых забота о своем собственном здоровье является их главным жизненным интересом, и тех, которые всевозможными способами будут отнимать эти блага у других, даже если они – это последнее, что есть у них для сохранения своей жизни.
Кроме того, физический ум постоянно проявляет себя в автоматизмах повседневной жизни, даже когда они не имеют никакого смысла. Практически, большая часть человеческой жизни проходит под руководством его физического ума, не только в каждый следующий момент, но и создает внутренний эмоциональный фон, который определяет взаимоотношение человека с материальным миром. Что интересно, так это то, что современный капитализм со всеми его правилами и законами полностью основан на принципах физического ума. Большинство религий так же основаны на повторениях, автоматизмах, символах, – которые являются реализацией принципов физического ума. Можно сказать, что современное человечество недалеко ушло от своих лесных руконогих собратьев.
Духовный искатель в начале своего пути может только контролировать себя в проявлениях своего физического ума. Особенно продуктивной может быть эта работа при наблюдении за всевозможными автоматизмами в повседневной жизни. Такого рода наблюдения полезны не только потому, что человек освобождается от ненужных автоматизмов, но и потому, что сумрак подсознания постепенно рассеивается, уступая свету сознания.