Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ХАОС И ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ

--

 

Хаос – это состояние неупорядоченности, которая существует изначально или же возникло при разрушении целостности. Но в действительности хаос это и состояние неопределённости, неизвестности, то, что не поддаётся пониманию. Но в действительности в природе и в мироздании не существует хаоса, он есть только в человеческом неведении. Исследуя различные свои состояния, человек может обнаружить, что любые его состояния имеют волнообразную природу. Причём эти волны возникают на поверхности подсознания, после чего снова уходят в подсознание, чтобы в дальнейшем вновь появиться на поверхности и быть осознанными. Как только человек обращает на них внимание и осознаёт их – они задерживаются на поверхности подсознания, хотя корни, питающие их, продолжают быть погружёнными в подсознание. Осознаваемые человеком состояния – это только вершина айсберга, их подсознательные и даже полностью неосознаваемые части объединены с созвучными им планами сознания миров низшей сферы, под влиянием которых человек в значительной степени находится в течение всей своей жизни. Яркими примером этому могут быть состояния мучительной депрессии, из тупика которой человек не имеет сил выйти и никакие определённости внешнего мира не могут в этом помочь ему, хотя депрессивное состояние – это тоже определённость. И в то же время погружение человека в позитивные определённости и захваченность его ими создаёт у человека состояния счастья.

Человек во многих своих проявлениях – двойственное существо. И когда он находится в точке выбора, то в это время состояние его ума и даже состояние сознания находится в фазе неопределённости, хаоса. Действительно, если бы у него в этот период было бы состояние определённости и, следовательно, конкретное предпочтение, то ни о каком выборе речи бы не было. Человеческое внимание можно сравнить со зрением, которое будучи сосредоточенным в точке ясного видения, становится по мере удаления от неё,  нечётким и расплывчатым. Внимание, сосредоточенное на каком-либо объекте деятельности человека, если не удерживается его волей, соскальзывает на периферию сосредоточения, где нет чёткости осознания смысла происходящего, понимания прочитанного текста, содержания речи собеседника. Человек может волевым усилием удерживать своё внимание на происходящем процессе, но если энергии воли недостаточно, то соскальзывание внимания всё-таки происходит, И человек отвлекается на что-то постороннее, незначительное. Исследуя себя, мы можем увидеть, что наше осознанное внимание постоянно чередуется с состоянием неосознанности, в период которого мы можем заниматься чем-то привычным автоматически. В это врем мы, практически, находимся в состоянии хаоса, неосознанной неопределённости, когда возможно только автоматическая деятельность.

Степень выраженности состояния хаоса в сознании человека может быть не одинаковой. Человек, следующий путём знаний, может остановиться перед непознанным в состоянии глубокой неуверенности, что он может преодолеть неведомое. Обычно это происходит тогда, когда человек спешит познать непознанное и пытается двигаться в этом направлении, когда его ум и сознание ещё не готовы для следующего шага. Шри Ауробиндо говорил о необходимости тщательной работы на внутреннем пути, на котором не бывает второстепенных вещей.

Путь, ведущий к бесконечным знаниям, имеет три уровня. Первый – это познанное, второй – непознанное, но познаваемое и третий – непознаваемое. По мере того, как человек идёт по пути знаний, он трансформирует непознанное в познанное, одновременно с этим происходит трансформация и его самого, благодаря этому, для него становится возможным следующий шаг в направлении непознанного. Состояние хаоса сознания и внутренней неуверенности могут быть преодолены только через исследование самого себя, и очищения от проявлений в себе низшей природы. При этом искатель не должен спрашивать самого себя – от чего он должен очиститься, чтобы для него стал возможным следующий шаг на пути знаний. Если человек искренен в своей устремлённости, то в этот период времени в нём будут проявляться именно те стороны низшей природы, которые должны быть трансформированы, что создаст условия, необходимые для следующего шага на пути непознанного. При этом, непознаваемое постоянно отодвигается в соответствии с трансформацией человеческого сознания. На духовном пути человек никогда не встретиться с непознаваемым, даже тогда, когда он достигнет врат супраментальных миров. Непознаваемое для человека существует до тех пор, пока он не готов быть ему созвучным.

Человек не может существовать в обстоятельствах неопределённости, которая для него ассоциируется с хаосом. В каждое живое существо вложена программа, побуждающая его действовать, и направление этой активности определяется определённостями. Человек от одних определённостей стремится держаться подальше и, напротив, другие определённости его привлекают. И совсем не обязательно привлекательные возможности могут быть ему полезны, или же те возможности, которые он отвергает, для него  разрушительны.

Как мы уже говорили – человек двойственное существо: одна его часть может стремится к чему-то позитивному, другая же имеет стремления к чему-то противоположному. Но мы с вами уже однажды говорили о том, что каждая, изначально нейтральная возможность, раскрывается на две противоположности, одна из которых стремится реализовать себя в позитивной реальности жизни, другая же – в негативной. И каждая из этих противоположностей, прежде нейтральной возможности, находит для себя опору в двойственности человека. Другими словами, одной части возможности привлекательно всё, что имеет отношение к низшей природе, другой же – привлекательно всё, что прекрасно, созвучно истине и высокому совершенству. И каждая из этих частей имеет свои определённости. В действительности те противоположности, о которых мы здесь говорим, относительны, потому что существует множество их градаций, при переходе от одной из них к другой. И в центре между ними существуют очень тонкие градации, которые человек может осознать только в том случае, если у него высокая восприимчивость и способность к различению.

Человек всегда стремился к определённости, и это стало очень важной частью его жизни. Даже религии обещают человеку посмертную определённость, которая может быть как раем, так и адом, в зависимости от значимостей, которых человек будет придерживаться в своей жизни.

Но всё выглядит иначе, когда человек оказывается ищущим  и предпочитает внутренний путь внешней успешности. В этом случае, человек должен сформировать для себя новую, необычную определённость, не присущую определённостям его прежней жизни – он должен «безостановочно идти» по единственному для него пути и исследовать всё, что этот путь будет предоставлять ему. Мир, который окружает человека, имеет скрытые и проявленные значимости, и трудности, перед которыми человек оказывается на внутреннем пути, состоят в том, что он не может оценивать ценность значимостей окружающего его мира, с прежних позиций, естественных для обывателя, но должен определять их как средства, необходимые для реализации своего духовного предназначения. Второй трудностью является отсутствие привычных для проявленного мира определённостей.

Обычно люди окружают себя всевозможными материальными и не материальными ценностями, чтобы увеличить значимость самих себя в глазах других людей и в глазах самих себя. Рост сознания человека, идущего внутренним путём, подменяется обывателем ростом своей значимости, устойчивость которой всегда ненадёжна и в любом случае будет однажды прервана. Человек, идущий внутренним путём, имеет только одну цель – путь, не имеющий конца, и кажущаяся его неопределённость и даже непредсказуемость, однажды, когда низшая природа потеряет над человеком власть, проясниться, и человек осознает, что его истинное предназначение не в значимостях проявленного мира, которые являются очеловеченным продолжением мира животных, его истинное предназначение – это вечное восхождение к беспредельному совершенству.