Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЕДИНСТВА

Петр Зорин

2017-04-30

Есть две основных формы единства, одна из них ложная, другая – истинная. Ложная форма единства между двумя людьми основана на добровольном подчинении одного человека другому, или же на смиренном приятии другого человека таким, каков он есть. Нередко встречается ещё одна форма единства, при которой один человек стремится всячески угодить другому человеку, чтобы заполучить к себе его доброе отношение. Но ложное единство может в своей основе иметь и взаимное влечение, и оно может возникать при какой-то совместной деятельности, но такое единство почти всегда значительно ограничено во времени. К ложному единству следует относить и такое единство, при котором личностная зона одного человека может быть полностью захвачена другим человеком, что даёт возможность захватчику тотально контролировать этого другого человека. И тогда этот подконтрольный человек практически теряет свою личность. Теперь правильность всего, что он делает или собирается делать он сверяет с реакцией другого человека во власти которого он находится. Вспомните слова Фамусова в «Горе от ума» Грибоедова: «Ах боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Но для того, чтобы эти взаимоотношения сформировались, необходимо осознанное или неосознанное подчинение другого человека, и этому так же есть определённые причины. Например, человек по своей природе может принадлежать к категории ведомых. Обычно это люди, не имеющие своего внутреннего стержня, нуждаются в компенсации этого дефекта, им нужна внешняя опора, проявленная в стержне личности другого человека. Обычно людям без внутренней опоры более привлекательны те, которые её имеют и не значимы, не имеющие внутренней опоры. Но всё человечество делится не только на ведомых и ведущих, существует много переходных версий, что приводит, иногда, к неожиданным вариантам отношений.  Например, человек, имеющий недостаточную внутреннюю опору, будет искать во внешнем мире вторую свою половинку, у которой опора будет более ярко выраженной. Вначале их взаимоотношений в каких-то гранях их личностей будут созвучны одна другой, но в дальнейшем, когда постепенно будет определяться лидер отношений, начнётся захват психологической личностной зоны того человека внутренний фундамент которого недостаточно прочен. Но это может иметь печальный конец для начинающего формироваться союза этих двух людей. Полностью захватить личностную зону другого человека будет невозможно, так как у него  есть внутренний стержень, пусть даже не самый прочный. Этот человек со слабой внутренней опорой не может защитить свою психологическую личностную зону в целом, но наиболее важную часть её, ядро своей личности, он будет защищать как последнее прибежище своей относительной свободы. И в этот период взаимоотношения между двумя людьми могут придти к печальному концу.

И есть ещё одна важная причина, разрушающая возможное единство между людьми –  субъективная оценка одним человеком особенностей личности другого. Обычно «козлом отпущения» в таких случаях оказываются ведомые, имеющие недостаточно прочный внутренний фундамент личности, но нередко указывают на недостатки особенностей личности человека и его поступков и те, которые, казалось бы, не претендуют быть лидерами отношений. Но обратите внимание на то, как эти замечания делаются. Недостаточно умный, но уверенный в своей значимости человек, делает замечания «сверху вниз», он не церемонится с теми, которые «там внизу». Конечно, в некоторых случаях без замечаний не обойтись, но при этом важны форма и такт, с которыми эти замечания делаются. И этому учиться совсем не надо, потому что эти естественные качества заложены в человеческую природу. Мы с вами знаем, что у каждого человека своя правда и свой способ взаимодействия с окружающим его миром. И эта правда является производной структуры личностной зоны человека, в которой он всем своим личностным особенностям дал свою индивидуальную оценку. И когда кто-то нетактично делает замечания человеку – это он без спросу вторгается в его личностную зону и стремится переоценить те ценности, которые являются основой человеческой индивидуальности. Конечно, можно возразить, говоря, что никто не собирается вторгаться в личностную зону человека, и замечания будут только полезны ему. Но мы должны помнить, что поступки человека – это отражение структуры его личностной зоны.

Истинное единство всегда в своей основе имеет взаимное проникновении друг в друга личностных зон людей. Они как бы разгораживают часть стены, разделяющей их личностные зоны. Я сказал «часть стены», потому что у каждого человека есть глубоко личностные части, которые могут препятствовать их истинному единству и которые тщательно прячутся от человека, с которым сформировано или только формируется истинное единство. Когда личностные зоны людей глухо отделены одна от другой, то во внешней реальности это проявляется в строгом распределении обязанностей и даже в соблюдении принципа: «кто в доме хозяин». В тех же случаях, когда личностные психологические зоны между людьми становятся размытыми, исчезают многие факторы, определяющие прежнюю разделённость: люди с большей готовностью стремятся помогать друг другу, заботиться друг о друге. Если это единство возникает и растёт между супругами, то мужчина считает вполне естественным для себя выполнять те работы, которые прежде считались сугубо женским занятием, а у женщин растёт потребность создавать для своего мужа наибольшие удобства его быта. И появляется ещё один очень важный симптом: люди при общении становятся более внимательными друг к другу и не отвергают мнение другого человека, стараясь утвердить свою точку зрения. И это понятно, так как часть их личностных зон со всем своим содержимым, стала принадлежать им двоим, а не каждому своё. Более того, личностные зоны этих людей, объединившись в одно целое,  изменили психологические особенности личности, как одного, так и другого. Можно сказать, что люди достигли относительного единства и стали необходимыми друг для друга. Это можно сравнить с двумя звездами, вращающимися вокруг общего для них центра. И ещё одна психологическая особенность, характерная для людей, создавших состояние единства между собой – они служат опорой друг для друга. И какие бы катаклизмы не происходили вокруг них – психологические, социальные и ещё какие угодно, созданное между людьми единство будет поддерживать их внутреннее равновесие. И даже позади обстоятельств глубокой безысходности для них будет светить надежда на благополучное будущее. Истинное единство невозможно между родителями и их детьми, потому что однажды у детей будут свои семьи. Полное единство невозможно между мужчинами или между женщинами, потому что однажды и у них появятся спутники жизни. Истинное единство возможно только между мужчиной и женщиной. Они подобно разноимённым зарядам притягиваются друг к другу и дополняют один другого. И что очень важно, возникающая при этом целостность или единство между людьми – это не просто сумма некоторых личностных особенностей как одного человека, так и другого – истинное единство всегда содержит в себе более высокий уровень сознания, чем тот, который есть у каждого из людей, входящих в это единство. Это одна из причин, побудивших Шри Ауробиндо сказать, что теперь эта работа будет сделана. Он имел в виду внутреннюю работу на духовном пути и сказал он их, когда в ашрам в Пондичерри приехала Мирра Ришар и осталась там. Шри Ауробиндо сказал это потому, что в каждом человеке на тонком энергетическом уровне есть мужское и женское начало. Обычно они отделены друг от друга и как это ни печально, но в связи с этим мужчины и женщины по-разному воспринимают реальность мира и, поэтому, в значительной степени не понимают один другого. Стремление людей к единству ведёт к объединению их и на внутреннем уровне, когда мужское и женское начала объединившись в одну теперь уже духовную сущность, поднимают сознание людей и обогащают их восприятие реальности мира и их взаимоотношения с ним.

Очень важно, чтобы у людей на пути к единству было достаточно терпения и сдержанности, чтобы при любых обстоятельствах стремиться сохранять дистанцию отношений. И в этой работе человек должен максимально ограничить проявления своего эго. Именно эго стремится к разделению людей, претендуя на главные роли в отношениях друг с другом. И в то же время в формировании единства всегда есть тот, кто берёт на себя основную работу во взаимоотношениях друг с другом. Формирование единства возможно только тогда, когда два человека в этой работе стремятся навстречу друг другу. При истинном единстве пространство отношений между людьми всегда заполнено спокойным светом счастья и радости, а иногда возникающие состояния, когда дистанция отношений возрастает, всегда вызывает сожаление об утраченных прежних отношениях. И это сожаление возникает даже тогда, когда размолвка незначительна и временна. Рассматривая причину, вызвавшую увеличение дистанции отношений, человек находит её в своей личностной психологической зоне, в той её части, которая скрыта от близкого человека. Но это ещё не означает, что человек эту тёмную часть должен вынести для обоюдного обозрения. Это станет возможным только тогда, когда эта скрытая прежде часть будет достаточно исследована её носителем, что придаст ей другую психологическую окраску, приемлемую другим человеком. Я имею в виду, что человек, исследуя себя изучает все грани каких-то состояний, что обязательно ведёт к тому, что тот, кто исследует и то, что он исследует взаимодействуют и трансформируют друг друга.

Стремясь к единству с Божественной истиной, человек не может не стремиться к единству с Божественной истиной в другом человеке, и с единством со всем сущим в этом мире, через которое стремится проявиться Божественная истина.