Раб – это не только тот, кто смирился со своей судьбой, но к тому же он не имеет совести, не задумываясь, использует ложь, если ему это почему-либо выгодно. Раб ленив и не способен быть преданным ни какой-либо идее, ни людям, и в своих отношениях с ними не знает чувства долга, но руководствуется только собственным благополучием. Для раба не существует ни родины, ни по настоящему близких ему людей, но есть только его собственное благосостояние, и удовольствия. У раба нет чувства благодарности ни к той стране, в которой он вырос, ни к тем людям, которые делали ему добро. Он мелочен, корыстен, завистлив, ревнив и лжив – все это оружие, которым он защищается. Он подлый, хитрый, злопамятный, жестокий и бессердечный – это его оружие, которым он нападает. Он раболепно склоняется перед тиранами и тиран для зависящих от него. Нельзя верить ни его слезам, ни его улыбке, ни его обещаниям, потому что слезами он стремится расположить к себе людей, чтобы стать значимым для них, улыбка его открывает зубы, которые он однажды исподтишка пустит в ход, если вы посмеете сделать что-либо нежелательное для него, а обещания его подобны фальшивым деньгам, которые выглядят привлекательно, как настоящие, но потом с ними не оберешься проблем. В своих фантазиях раб видит себя господином, а всех, которые были его благодетелями, сострадали ему и кормили его, он видит своими рабами. У раба нет чувства собственного достоинства и он мстит всему свету за свое рабство, но не потому, что хотел бы освободиться от него, напротив, он держится за свое рабство, потому что оно дает ему возможность презирать и мстить всему миру, этим самым возвышаясь над ним. Положение раба позволяет ему считать себя вне закона, даже выше закона, который существует для всего остального мира
Но все-таки, что такое раб? Может быть, это человек незавершенный и ищущий своего завершения, который находит для этого ложные пути? Возможно, – это «туловище без головы», которое готово подчиняться любой «голове», и следовать за кем угодно, если этот кто-то заявит право на его туловище? Или может быть раб – это человек, не имеющий внутреннего компаса, и который ориентируется в своей жизни на всевозможные внешние указатели, определяющие, что он должен делать, как делать и какие ценности должны быть для него приоритетными? Если это так, то можно сказать, что современная цивилизация с её идеями потребительства, которые навязываются всевозможными СМИ, формирует в своих согражданах психологию раба. Именно эту рабскую идею однажды очень точно выразил пролетарский поэт – Демьян Бедный, в одном из своих стихотворений: «…Нам с тобою думать неча, коли думают вожди…» Но может быть тот, которого мы называем рабом – это психологически инфантильный человек, у которого не достаточно развиты высшие психологические и социальные функции?.. Тогда это практически безнадежный случай, потому что такого человека сделать свободным невозможно. Но как же тогда Антон Павлович Чехов «выдавливал из себя по каплям раба»?
Инфантильность, несамостоятельность, повышенная внушаемость, которые могут быть не только врожденными, но и приобретенными – это готовность подражать другим, следовать за другими, по поводу и без повода чувствовать себя виноватым и оправдываться там, где в этом нет никакой необходимости. Это стремиться нравиться авторитетам, поддакивать им во всем, и даже подхохатывать, если авторитет засмеялся или только улыбнулся, и в то же время тайно презирать их. Раб не может быть искренним, ни в своей преданности господину, ни в своих клятвах или словах, служащих только ширмой, позади которой он скрывает свою истинную суть. Раб не имеет внешнего лица, вместо которого он носит маски, мимикрия его, хотя и кажется беспредельной, в действительности несовершенна, так как его ненасытная алчность и беспринципность проявляют себя каждый раз, как только такой человек оказывается в соответствующих обстоятельствах.
Конечно же, следует различать положение раба, в котором может оказаться любой человек, и рабское состояние сознания человека. И если свободный человек, будучи в положении раба, будет стремиться к свободе, то раб будет использовать свое рабство, чтобы распространять вокруг себя миазмы зловония, чтобы пропитать ими всех, которые не являются рабами, чтобы в дальнейшем порицать их, что от них дурно пахнет.
Раб не обязательно должен быть беден, и совсем не обязательно у него должен быть господин, рабом человека делает его внутренняя структура личности, которая остается скрытой от его сознания. И, более того, эта структура является опорой в жизни раба, и он даже гордится ею, так как она делает его особенным, позволяет ему вседозволенность, не только социальную, но и моральную. Человек с душою раба может жить только для себя, и в центре его внутренней вселенной только он сам, все остальное ее пространство заполнено ложью, которая выгодно отличается от правды, так как у нее тысяча лиц, а у правды – только одно. Раб – слуга своего эго, своих прихотей и влечений, которые он культивирует и всячески оправдывает; его привычки, даже если они разрушительны, он выдает за достоинства, его желания, становятся целью его жизни, а страна или люди, на которых он паразитирует, и за счет которых удовлетворяет свои рабские прихоти – это его жертвы, которых он не оставляет даже тогда, когда доводит до крайнего истощения. Примером этому может быть Иудушка Головлёв из произведения Салтыкова-Щедрина: «Господа Головлёвы».
Можно подумать, что люди всецело преданные какой-либо идее, являются её рабами, но это не так, потому что они служат не ради своего эго и своих похотей, а ради самой идеи. Человек может служить своему народу, своей семье, жить ради блага другого человека. Он может отдавать всего себя науке и этим служить благу своего народа, или посвятить свою жизнь духовной работе не ради своего блага, а ради Божественной истины.
Есть два способа приобретения благ: первый из них – истинный, связан с трудом, при помощи которого эти блага производятся. Второй – паразитический, при котором блага при помощи лжи или насилия отнимаются у другого человека, или же путем несправедливого перераспределения, присваивается львиная доля их теми, кто встроился в систему распределения благ. Но в любом случае, паразитический способ приобретения благ присущ только людям, имеющим рабскую структуру личности.
Для человека, идущего духовным путем, очень важно осознать в себе элементы рабства и отбросить их, так как они в наибольшей степени привязывают человека к материальным ценностям, препятствуя всему, что ведет к Божественной истине.